Gatsby, The Great. ДЗ.

Dec 04, 2013 01:33

Наверное, уже ближе к концу фильма, просматривая его повторно, я смогла облечь в слова мысль, витавшую до того где-то в воздухе. Так вот, мысль заключается в том, что необходимо иметь определенную степень свободы, чтобы абстрагироваться от всякой исторической достоверности, отбросить шаблоны, расслабиться и полностью погрузиться в этот особый, нереальный, сверкающий и всеми цветами радуги переливающийся мир.
Муж, известный любитель джаза и 20х, фыркал где-то до середины фильма, а там и вовсе не выдержал :)



А что структура?
Она начинается с цвета. Яркие, контрастные, будоражащие, режущие глаз цвета: ярчайший зеленый, синий, красный, розовый, сиреневый, фуксия, золотой.







Мимика героев преувеличенная, гипертрофированная. Их движения часто резки и неестественны, театральны, манерны.
Их поведение неестественно и нелепо, они сами нелепы.
Слово "нелепость" тоже приходит не сразу, но потом уже ты видишь нелепости буквально в каждом кадре.






Ракурсы часто и неожиданно сменяются, крупные планы на общие и наоборот.
Высокая скорость эффектного "наезда" камеры и тут же не менее эффектная замедленная съемка: панорамный вид на Манхэттен - поднимаешься на высоту птичьего полета и вдруг стремительно падаешь на землю и т д.





Камера движется вместе с персонажами - эффект присутствия, даже во время попойки, когда движения камеры теряют какую-либо логику.
Непривычные ракурсы - много кадров, снятых с уровня земли:







И просто концентрация на каких-то предметах-символах, смещение на них акцента, превращение в центр композиции:




Ломаные ритмы.
Ритмы вообще присутствуют в фильме в большом количестве: одновременно открываются двери и входят слуги несколько одинаковых окон с развевающимися шторами, Гэтсби под зонтом в сопровождении шеренги слуг в черном проходит в дом Ника и т д..





Музыка: тревожная, будоражащая.
Все это создает впечатление гипертрофированности, нелепости, фарса. При этом постоянно испытываешь чувство беспокойства, внимание сконцентрировано на постоянно сменяющихся движениях камеры, мелькании цветов, смене саундтрека.
Пожалуй, все это напоминает мультфильмы. Или видеоигры. Или комиксы.
Фраза, произнесенная в фильме, отлично выражает это: "Этот дом и все в нем - части огромной декорации, мистера Гетсби не существует".

Кстати, дневного света нет вообще практически, в основном лунный и искусственный. Дневной же, даже когда есть, кажется ненатуральным.

Движения манерные и нелепые, часто преувеличенные, герои - одно сплошное преувеличение (но преувеличены они для реального мира, а в их мире - это норма :)). Горе тоже преувеличенное, мужчины рыдают.
Но чувства упрощенные, как бы внешние оболочки. Яркие и красивые, или уродливые, но тоже яркие.

К концу фильма совершенно меняется колорит.
Вместо чистых ярких дополнительных цветов в ход идут черно-белые цвета и мрачные оттенки серого.

Дом Гетсби серый, бесцветный на последних кадрах.
Пол по пути к бассейну неожиданно оказывается серым.



Бледное утро с почти похожим на естественное освещением.
И черный купальный костюм Гэтсби на фоне бирюзовой воды бассейна...

И последние кадры:




Ах да, ухмыляющийся Гэтсби в гробу - достойный финал. Любовь Михайловна, спасибо!





Старый фильм 1974 года я смотрела "по горячим следам", разница - как день и ночь.
Реальный до последнего штришка, внимательный к мелочам, полный дневного света сквозь облака, приглушенных цветов и панорамных видов с медленным движением камеры от одного кадра к другому.

С первого же кадра ты в реальном мире:


Разве можно представить себе недоеденный бутерброд с мухой (!!) у этого Гэтсби?


В этом доме?


Никогда!
А у этого можно:


Да легко! В этом реальном мире, наполненном множеством предметов быта, живут реальные люди. Они не идеальные, но живые: у них вполне реальные морщины, им жарко, они потеют, их лица блестят от жары. Они страдают, любят, ненавидят, и их кровь гораздо более реальна, чем в нереальном мире База Лурмана. Но все это выглядит так обыденно, пресно и просто в сравнении.
.....

кино, дз

Previous post Next post
Up