Различие между множественностью и единством в конечном итоге сводится к противоположности между видением, направленными на детали, и видением, направленным на целое.
Чувство единства развивается постепенно: 16 век - век множественности в художественном произведении, век 17й - единства.
Барокко и классика.
Основным свойством классического искусства, естественным следствием классического рисунка является относительная обособленность отдельных фигур. Мы можем вырезать эти фигуры, они обособлены друг от друга, даже если находятся рядом.
Барокко: множество фигур сливаются друг с другом, их невозможно отделить.
Классическое искусство - расчлененная система форм, барокко - бесконечный поток. Частные формы перестают функционировать самостоятельно, и вырабатывается господствующий общий мотив.
Множественность в классическом искусстве - расчлененное целое, в котором каждая часть достаточно выразительна и может быть воспринята сама по себе, хотя в то же время ясно видна ее связь с целым, ее включенность в целостную форму.
Ренессанс - единство, барокко - множественность, классицизм - возврат к единству. Живописность, глубинность, открытая форма - единство, линеарность, плоскостность и форма замкнутая - множественность.
Примеры:
Даниэле де Вольтера "Снятие с креста", классика, ярко выражена самостоятельность фигур, 2 центра в композиции: Христос и Мария:
Для сравнения Рубенс, фигуры сплавляются в одну общую массу, практически невозможно отделить их друг от друга. Единый центр композиции (Христос) подчеркивается освещением, которое здесь представляет единый поток наискось картины:
Дюрер "Успение": замкнутая форма, горизонтальные и вертикальные линии, параллельные раме, отчетливые геометрические контрасты, каждая часть картины является полностью самостоятельной (хоть и обусловлена единым целым), каждый элемент можно воспринимать отдельно, если вырезать его из композиции, то восприятие оставшихся частей практически не изменится:
Рембрандт "Успение": открытая форма, перпендикулярных линий нет, изолированные фигуры исчезают, образуя единый поток:
"Несение креста" Рафаэля. Спокойное достоинство отделенных друг от друга фигур, четкое разделение на передний, средний и задний планы:
У Рубенса передний и задний план вовлечены в общий поток бурлящего движения, фигуры сливаются друг с другом, все едино:
Свет и колорит
Множественность и единство напрямую связаны с освещенностью. Единство может быть создано одним лишь освещением.
Сосредоточение света на отдельных пунктах - множественное и разобщающее. Напротив, одно главное световое пятно выполняет объединяющую функцию.
Аналогично классическая эпоха определенно отличается, как эпоха принцпиально множественного колорита, от эпохи позднейшей, стремящейся к слиянию красок в одной тональности.
Содержание
Концепция изображения человеческое головы (или тело) может быть как множественной, так и целостной.
"Лежащая красавица Тициана, повторяющая тип Джорджоне, является квинтэссенцией красоты в духе ренессанса. Безукоризненно ясно очерченные члены приведены к гармонии, в которой совершенно отчетливо звучат отдельные тоны. Каждый сустав нашел самое чистое выражение, и каждый отрезок между суставами дает впечатление в себе замкнутой формы"
Напротив, "Мадонна" Веласкеса:
"Строение тела здесь еще тоньше, но картина не дает впечатления рядоположности элементов расчлененной формы; скорее нами схватывается подчиненное руководящему мотиву целое, без равномерного подчеркивания членов, как самостоятельных частей. Отношение можно выразить еще иначе: ударение сосредоточено на отдельных пунктах, форма сведена к немногим штрихам - и то и другое утверждение имеют одинаковый смысл".