Арт.тягачи РККА. II

Jan 27, 2025 20:12


Одной из важнейшихзадач стоявших перед АБТУ РККА было обеспечение подвижности  полковых артбатарей и батарей  противотанковой обороны  в составе механизированных соединений РККА.

Батареи полковых  и противотанковых пушек должны были успевать следовать за танковыми подразделении в наступлении и порыве и обеспечивать , в случае необходимости, их боевую устойчивость.

Предполагалось противотанковые  45 мм  1937 года должны будут буксировать по полю боя  тягачи Комсомолец



1941 год

В действитиельности с началом ВОВ арттягачей в РККА катастрофически не хватало и очень скоро Комсомольцам нашлось много другой работы а 45 мм ПТО и полковые пушки буксировали гужевой тягой. Уже в первыхбоях 1941 года батареи мехкорпусов  ,естественно, как и типа мотострелки оставали от танковых полков наносящих встречные удары . Танки наступали без поддержки и Вермахт уничтожал их в невероятных количествах.

- Потому что в кузнице не было гвоздя - с



Чем буксировать полковые пушки 1927 года , считавшиеся могущими решать все задачи стоящие перед полком-батальоном ?



.

Видимо автомобилями ГаЗ АА.

В второй половине 1930х производились испытания на движение автомобилей ГаЗ АА в тяжёлых дорожных условиях.

Почему испытания были организованы во второй половине 30ха не в первой ?   Это очень интересный вопрос. Однако результаты испытаний получились вполне ожидаемыми



.

Полуторки с двускатными колёсами застряли. Двускатные колёса  гнали перед собой вал грязи, закапывались и машина вставала.

Газ АА с односкатными колёсами  обутыми в американскую грязевую покрышку-ёлочку ехали значительно лучше.



.

И даже вытаскивали обычные ГаЗ АА



Казалось бы на испытаниях НАТИ и АБТУ были получены новые полезные и необходимые результаты.

Но .Первые автомобили Ford AA поступили в СССР в 1928 году  и сразу же были укомплектованны односкатными ведущими колёсами с характерными плоскими дисками.



.

Машины были испытаны автопробегом и получены положительные результаты.



.

После чего , они были забыты, и извлечены вновь аж через 10 лет, когда в СССР закупили американскую внедрожную резину Firestone Ground Grip  и приступили к испытаниям грязевой резины на автомобилях повышеной проходимости.

Под её производство было закуплено в США оборудование , и в списке продукции Ярославского шинного завода появились соответствующие грязевые покрышки



.

В списках они появились, но получить с завода промышленные партии потребители смогли не в 1940 году а через пару лет.

Возможно ли было улучшить проходимость грузовиков РККА ? Однозначно возможно - в РККА именно для этого были грузовики Газ ААА с двумя ведущими мостами



.

Однако , как мы помним - Двускатные колёса нагоняют перед собой вал грязи,  не могут его преодолеть , закапываются  и машина встаёт.

Уже в  всё том же 1928 году  из США были получены и затем собраны из машинокомплектов первые автомобили повышенной проходимости  Ford Timkenв СССР их называли «Форд-Тимкен» или «Форд-АА шестиколесный»,они и стали прообразом  ГаЗ ААА



.

Но американские машины были с односкатными колёсами на ведущих мостах



.

Если бы в АБТУ догадались в середине 30х годов изготовить партию ГаЗ ААА с односкатными ведущими колёсами с грязевыми покрышками-ёлочками - РККА получила бы лёгкие арттягачи и грузовики для мотопехоты повышенной проходимости  обладающие проходимостью вполне сопостовимой с полноприводными автомобилями, но без освоения изготовления технологически сложных управляемых ведущих мостов с ШРУС.



испытания с ведущими колёсами в грязевых покрышках проводились, но с двускатными ведущими колёсами и массово войска такие машины не пошли.

В Германии и Венгрии пошли имено по этому пути. Но это уже несколько другая история. 
Previous post Next post
Up