Как царь Николай I Эрмитаж разорял

Feb 11, 2022 05:39

(По страницам старой периодики)

Разорение музейных коллекций и уничтожение произведений искусства началось в России, увы, не в 1917 году.
Больше всего на этом поприще отличился царь Николай I. Сокровищницу Эрмитажа он начал распродавать задолго до большевиков.

Ниже приводится заметка из "Синего журнала" за 1914 г., посвященная этой теме.



Портрет Платона Зубова, фаворита Екатерины II, работы И.Б. Лампи-старшего,
который Николай I приказал выкинуть из Эрмитажа.
Впоследствии находился в Румянцевском музее, ныне в Третьяковской галерее.

Распродажа Эрмитажа

Эта, беспримерная в истории, распродажа картин Эрмитажа до последнего времени была достоянием архива и лишь благодаря трудам бар. Н.Н. Врангеля (этими материалами, с любезного разрешения бар. Врангеля и редакции «Старые Годы», мы и пользуемся), удалось пролить свет на это удивительное дело.

В воспоминаниях профессора Ф.А. Бруни, начальника II отд. Эрмитажа, приводятся следующие факты, ярко иллюстрирующие отношение императора Николая Павловича к произведениям искусства.

Император ежедневно приходил в Эрмитаж и от часу до двух дня, вместе с Бруни и другими, лазил в подвалы, вытаскивал оттуда картины, разбирал, рассматривал, определял и развешивал их. Государь видел на своем веку много картин и определял их иногда весьма верно. Но, если раз он определил, что картина такой-то школы, его уже мудрено было переубедить.

- Это фламандец!
- Ваше Величество, а мне кажется...
- Нет, уж ты, Бруни, не спорь - Фламандец!..

Не терпя ничего, что ему напоминало бы неприятные эпизоды из его жизни или из жизни его царственных предков, Николай Павлович изгонял из Эрмитажа и художественные произведения, будившие в нем эти воспоминания. Из Эрмитажа выбрасываются портреты фаворитов его августейшей бабки. Так были выброшены портреты Зубовых, Дмитриева-Мамонова и Александра Ланского. По его приказу переплавили свыше девяносто пудов редчайшего серебра времен Екатерины; так же погибло более четырнадцати пудов знаменитого «Орловского» сервиза. Столь же безжалостен был император и к семейным драгоценностям, унаследованным от бабки.

Старательно изгонялась и память о декабристах: из галереи 1812 г. изгоняются все участники трагического эпизода восшествия на престол (Портрет кн. С.Г. Волконского, был исключен в 1826 году из галереи 12 г. и возвращен лишь в 1903 г. из подвалов Зимнего Дворца). Все что не вполне подходило к его взглядам и шло в разрез с его убеждениями, не имело права на существование. Проходя по Эрмитажу и заметив мраморную статую Вольтера, работы Гудона, император отдает лаконический приказ «истребить эту обезьяну»... и «обезьяна» работы Гудона погибла бы навек, если бы гр. А.П. Шувалов не распорядился перенести ее тайком в подвалы Таврического дворца.



Портрет декабриста С.Г. Волконского работы Джорджа Доу.
В 1826 г. был убран из Военной галереи Зимнего дворца, возвращен в 1903 г.

После «вольтерьянцев» и декабристов самым больным местом императора был польский мятеж. Целый ряд картин из секвестрованной коллекции князя Сапеги был частью уничтожен, частью продан. Любопытна оценка этих произведений: портрет князя Сапеги работы Лампи оценивался в 25 коп.!



Портрет Францишека Сапеги работы И.Б. Лампи-старшего, происходивший из коллекции
его сына Евстахия Каетана Сапеги, участника Польского восстания 1830 г.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина.

В 1834 г. коллекция художественных произведений, прибывших из Польши в 37-ми ящиках, частью была сожжена, а частью стерта пемзой, о чем составлены сохранившиеся в архивах Эрмитажа акты.

Но все это ничто в сравнении с грандиозным аукционом, устроенным в 1854 г. Тысяча двести девятнадцать картин были назначены к продаже. Среди этих произведений были Грим, Антоний Моро, Бассано, Рибейра, Гвидо Рени, Ан. Караччи, Риго, Пальма младший, А. и И. ван Остаде, Удри и Л. Джордано. Трудно понять, чем руководились, продавая за гроши «Les pélerins d’Emaüs» Рембрандта, «Грозу» Рубенса.



Картина Ван Дейка "Юпитер и Антиопа". Продана в 1854 г.

Мало того, император некоторые произведения признавал возможным изменять по своему вкусу и 8 ландшафтов кисти Гакатта, Дитриха и Кюгельхена посылаются г. Шварцу «для написания на означенных картинах фигур по его усмотрению».

С июня производится 3 раза в неделю и самый аукцион. Продажа превзошла ожидания, было выручено 23.956 р. 25 коп., а за вычетом расходов осталось 16.447 руб. 30 коп., т. е. по 14 рублей за картину. Большинство картин и художественных предметов попало в частные руки. Две створки Лукаса Лейденского антиквар Кауфман приобрел за 32 руб., а через несколько лет он же продал их Эрмитажу уже за 8.000 руб. За бронзовую статуетку Гудона (Вольтер), приобретенную гр. Шуваловым за 100 р., в следующем году граф Морни предлагал 50.000!..

Так распродавался Эрмитаж...

«Синий журнал», 1914, № 6 (13 февраля), с. 12-13.

искусство, музеи, Николай I, старая периодика

Previous post Next post
Up