15 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Ученого совета Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». На повестке заседания рассматривался вопрос об открытии в НИЯУ МИФИ кафедры теологии.
...
Отец Ферапонт вошел в аудиторию МИФИ ровно со звонком. Галдящие студенты быстро притихли. Батюшка неспешно прошествовал к преподавательскому столу и торжественно возложил на него Библию.
- Дети мои, - густым голосом начал урок отец Ферапонт. - Мы с вами уже изучили десять заповедей и нагорную проповедь. Вы уже знаете, насколько Господь любит вас. А сегодня я хотел бы поговорить об одном очень интересном аспекте Библии - о чудесах. В Библии описано много Божественных чудес, и стоит только узнать о них, как даже у последнего неверующего не останется сомнений в силе Господа. Ведь чудеса в Библии подтверждают Слово Божие и достоверность избранных им пророков и апостолов.
Чувствовалось, что батюшка очень рад нести слово Божие студентам. А особенно был доволен тем, что несет он это слово именно студентам МИФИ. Ибо в других университетах и институтах, как рассказывали ему коллеги, иногда можно было попасть в неприятные ситуации. Некоторые закостеневшие в свое неверии безбожники-студенты часто пытались задавать каверзные вопросы. Да и не вопросы, собственно, они задавали, а просто издевались по бесовскому наущению. Как рассказывал, например, отец Серафим, его как-то спросили, правда ли то, что слово кретин происходит от слова христианин. И даже словарь Даля выкрутится отцу Серафиму не помог, хотя напрямую это там не сказано. А вот отца Евлампия некий студент спросил, правда ли то, что выражение фокус-покус напрямую связано с самым важным таинством Церкви - святой Евхаристией. Отца Евлампия чуть удар не схватил от такого богохульства, но возразить он ничего не смог, только выгнал нечестивца из аудитории.
Студенты МИФИ, сидящие перед отцом Ферапонтом, такой опасности не представляли. Поэтому отец Ферапонт чувствовал себя уверенно и расслабленно. Он напомнил студентам, что «всякое познание- грех, если оно не имеет целью познание Бога», как учил святой Фома Аквинский. Поэтому уроки Православия - это единственное полезное занятие в МИФИ. Потом батюшка перешел непосредственно к библейским чудесам. Сначала он объяснил студентам, что главное чудо - воскрешение Христа - они будут рассматривать на следующих учебных занятиях, а сейчас он поведает им о чудесах менее значимых. Он взял в руки Библию и познакомил студентов с чудом воскрешения Лазаря. Потом рассказал о чуде пяти хлебов. Затем поведал студентам о чуде непорочного зачатия и о хождении по воде. Батюшка так увлекся, что ходил взад-вперед по аудитории с горящими глазами почти в состоянии религиозного экстаза. Взволнованным голосом он рассказывал студентам об изгнаниях бесов, о погибших свиньях и о чудесных исцелениях.
- Как лечил всех этих несчастных Господь наш, Иисус Христос? Только слюной свой божественной! Он плевал на всех! - вещал отец Ферапонт. - Как Он вылечил несчастного слепого? Матфей в восьмой главе пишет в двадцать третьем стихе: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза». А как Он вылечил другого слепого? Только помазав его глаза своей слюной, как говорит нам Иоанн в девятой главе, стих седьмой. И то же говорит нам Марк об излечении косноязычного: «и, плюнув, коснулся языка его», глава седьмая, стих тридцать третий. Вот почему Юлиан Галикарнасский утверждал, что «и слезы Христа были нетленны, и плюновение божественно», а протоиерей Георгий Флоровский писал: «Самое плюновение Христа было божественным». Вот в чем заключалась сила Христа!
Отец Ферапонт долго рассказывал о чудесах Апостолов, особенно отмечая смертельную силу Петра, убивающего одним взглядом тех, кто не отдал христианской общине все свои деньги, посмев утаить малую часть после продажи своего имения, как Ананий с женою своею Сапфирою (Деян. 5:5-10). Затем поведал притихшей аудитории, что не только те чудеса совершались, что видим мы в Евангелиях. Ибо еще «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Иоанн 20:30). И не только Иисус совершал их. Чудеса Божии начались еще во времена древние, и записаны в Ветхом Завете. Ах, какие там великолепные чудеса!
Чего только стоят воды расступавшиеся перед Моисеем и перед Илией! Но и это ничто по сравнению с другими чудесами, творимыми с Божией помощью святыми праведниками. Ведь только истинный праведник Лот мог напиться до потери сознания, но сохранить в себе силы оплодотворить обеих своих дочерей. Только настоящий святой пророк Елисей мог воззвать к Господу о возмездии мерзким детям, дразнившим его. И сразу услышал Господь просьбу любимца своего и послал медведей на помощь. «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:24). И так было велика данная Богом сила Елисея, что не только одной мыслью выуживал он топоры из речки, но всего одним словом мог наслать смертельную проказу, как на Гиезия (4 Цар. 5:27).
А какова чудесная сила ослов в Библии? Даже простая ослиная челюсть обладает невиданной мощью: «Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:16). Ослы вообще всегда пользовались особой любовью Господа. Ведь только им позволял он разговаривать с людьми: «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала..» (Чис. 22:28).
Долго еще вещал отец Ферапонт о дубах, хватающих за волосы Авессалома, и о змее Аарона, пожравшей змей придворных колдунов. Он припомнил и песьих мух, и воскишевшую жабами реку, и воду в реке, превратившуюся в кровь.
Потом он опять вернулся к Новому Завету и особенно отметил силу Христа в деле оживления тел многочисленных покойников в гробах (Мат 27:53) и засушивания смоковниц. Увидев же, что у него осталось еще пять минут до конца урока, батюшка успел привести несколько примеров из Житий Святых, таких как Житие святого отца нашего Епифания, еще после смерти сохранившего силу благословления для любопытного, подошедшего к нему: «умерший чудотворец, поднявши свою правую ногу, столь сильно ударил ею в лице любопытного, что он далеко упал от тела и умер».
Прозвенел звонок. Батюшка закончил свою проповедь и обратился к студентам в аудитории:
- Видите ли вы теперь, дети мои, как сильно Господь любит вас, и как велики и несомненны его чудеса? Неужели кто-нибудь еще сомневается в истинности чудес Божиих?
Студенты молчали.
***
Священник победным взглядом оглядел притихшую аудиторию. Он был доволен. Если еще не вера, то внимание и интерес увиделись отцу Ферапонту в глазах студентов. А ведь некоторые чиновники в епархии отговаривали его от преподавания Православия! Говорили, что он не справиться, что это очень сложная работа. Но разве Христос не велел идти по всему миру и нести всем тварям живое Слово Божие? Если не он, Ферапонт, то кто же?
Священник еще раз обвел взглядом аудиторию и выбрал долговязого парня в очках.
- Сын мой, - нараспев протянул отец Ферапонт. - Уверовал ли ты в силу Господа нашего?
- Да, батюшка, - искренне ответил студент.
Но какие-то нотки в его голосе все же насторожили отца Ферапонта. Все эти очкарики-отличники никогда не вызывали у него доверия. Вот то ли дело та девушка с широко раскрытыми глазами, сидящая за последней партой. Отцу Ферапонту показалось, что в ее глазах уже затлели огоньки веры.
- И тебя не смутило бы, - продолжил отец Ферапонт допрашивать студента. - Если бы с тобой, например, заговорила ослица?
- Нет, не смутило бы, - ответил студент, - теперь я верю, что и такое бывает.
Батюшка довольно усмехнулся, машинально поглаживая крест на пузе.
- Но разве твои преподаватели не пытались тебе ранее внушить на уроках в школе... этих, как ее.. - Ферапонт поморщился, произнося мерзкое слово, - биологии, что ослы не разговаривают?
- Они заблуждались, - без тени сомнения ответил студент и почему-то очень внимательно посмотрел на отца Феофана. - Теперь я абсолютно точно знаю, что ослы разговаривают.
Аудитория одобрительно загудела. Отец Ферапонт умиленно разглядывал свою будущую паству. Слезы радости блеснули в его глазах. Ему все же удалось достучатся до этих зачерствевших в неверии сердец, удалось донести до них Слово Божие!
Отсюда