Диалектика

Feb 17, 2015 05:46

Если уж проводить параллели между религией и конспирологией (в широком смысле, как мировоззрением), то последняя, разумеется, есть некая вульгарная разновидность манихейства.
Правда, гностицизм в ней довольно забавный - сокровенные знания ежедневно выкладываются в открытый доступ, и избранными ощущают себя все поголовно (хотя есть, конечно, более узкий круг высокодуховных пророков и провозвестников). Схожими свойствами, кстати, обладает и современный российский элитаризм - это так, в копилочку.

А? Что? Кто сказал "секта"? Нет, это слишком простое и скучное объяснение. Да и не объяснение вовсе, а ярлык. Любая религия в начале является сектой, конспирология ничем не хуже.

Тем более что любые параллели тут поверхностны. Конспирология имеет черты и религии, и идеологии, и философии, но не является ни тем, ни другим ни третьим. В ней есть религиозный психотерапевтический эффект - пускай миром правят недобрые корыстные силы, но хоть кто-то им, миром, правит. Значит, кому-то он, мир этот, нужен, и более того, у кого-то насчет мира есть далеко идущие планы. Всё лучше, чем верить в случайность и хаос.
С другой стороны, в ней есть сугубо идеологический (или сектантский - кому как больше нравится) невроз, метание между верой в победу своего зла над чужим злом и страхом перед поражением и катастрофой.

Конспиролог, притворяясь умудренным циником, на самом деле по-детски наивен и доверчив. Его картина мира одновременно статична и подвижна, в ней нет будущего, но есть изменчивое прошлое - да-да, здравствуй, Оруэлл. Есть в конспирологии и бесконечное презрение к человеку, и столь же бесконечная вера в него. Диалектика, мать её.
Previous post Next post
Up