О компьютерной игре Condamned.
Пора уже по аналогии с художественными фильмами вводить понятие "художественная игра". Или "малохудожественная". Или "вовсе не художественная".
Да и вообще, даешь киношные определения. Например, серию Might and Magic, недавно разродившуюся новым ублюдочным выкидышем "Dark messiah", вполне можно отнести к мыльной опере.
Но я отвлекся.
Итак, Condamned, художественная игра с большой буквы "Х", глоток свежего воздуха в том непрерывном потоке дерьма, который заливал нас последние полгода ( а то и год - fear, pray и q4 не в счет, это куцие обрубки, а не игры.)
К чести авторов, они не только сумели сделать оригинальную игру, но и построить на оригинальности геймплей, а это не часто удается.
Condamned неуловимо напоминает Fahrenheit, не столько главными персонажами (оба обвиняются в убийствах, которое не совершали, оба психически неуравновешены, оба имеют дело со сверхъестественными событиями), и не столько схожей (и схоже закрученой ) сюжетной линией с расследованиями, но скорее одинаковой недосказаностью.
И если в условиях жесткой нехватки времени авторы Fahrenheit срочно начали затыкать дыры в сюжете банальными и дичайшими штампами, то создатели Condamned просто обрубили сюжетную линию, оставив игру без финала.
Плохо это или хорошо - неизвестно, однако выпускать на рынок такую хорошую, но такую короткую игру - преступление.
Что положено Valve, то не положено остальным.
Графика
Игра бегает на движке от Fear, и авторы пользуются его возможностями куда как лучше, чем ребята из monolith. Какая-то вечная загадка, одни умеют делать инструмент, другие - игры, а соединить и тех и других под одной крышей удается разве что id.
Модели в Condamned вроде бы примитивнее и менее полигональны, чем в fear, но не производят впечатление мертвых пластмассовых кукол. Уровни не похожи на бетонные коробки, заставленые ящиками "чтобыбыло", вместо белых стерильных стен - мягкие детальные текстуры и мягкие же тени.
Да и грузятся локации заметно быстрее, несмотря на намного большую детализацию.
Аплодируем стоя или закидываем monolith тухлыми помидорами?
Геймплей
Продвигаясь по основному сюжету, мы в то же время движемся по дополнительному - расследуя цепь серийных убийств и собирая улики.
Поработать придется серьезно - и собирать отпечатки пальцев с орудий убийства, и искать тела по едва заметным следам крови, и делать обширную подборку фотографий с места преступления для своих начальников.
Не пройдете очередной "детективный" эпизод - не сможете двинуться дальше. А жаль. Интересно представить, какой глубины и нелинейности получилась бы игра, если обе линии существовали бы независимо.
Из всех индикаторов осталась лишь полоса здоровья. Хотите узнать сколько патронов в пистолете? Вытащите обойму да посчитайте сами.
Прицела нет, стрелять придется на глазок, как в старом добром думе. Закончится боезапас - бьем жертву по шее прикладом, проверяя, что сломается быстрее.
Те, кому не нравится огнестрельное оружие, всегда могут отломать со стены кусок трубы или отровать ножку от стула. Пруты, пожарные топоры, куски арматуры, столешницы и тяжелые шкафчики для бумаги - у всех свои показатели эффективности и дальности поражения (sic).
Атмосфера
Самое вкусное, что есть в Condamned - это мрачная, тягучая атмосферность, на которую работает абсолютно все. И тихие вкрадчивые амбиенты, и темные, по большей части, пустые локации.
Создатели, похоже, прекрасно поняли, что лучший способ напугать игрока - дать пищу для его больного воображения.
Так, тихие и светлые коридоры вдруг будут темнеть, а экран затянет рябью в лучших традициях Сайлент Хилла, манекены и трупы начнут оживать, стены гореть и покрываться кровью.
По ходу сюжета суююреализм подскакивает до предела. Галлюцинации героя постепенно сливаются с реальностью и уже не понять, что происходит на самом деле, а что нет.
Уровни все мрачнее, крови все больше, и тут тихой сапой появляется он:
Последний этап
К которому, видимо, закончился бюджет. И наступил дедлайн. И в полной мере проявили себя безвкусие, скверный дизайн и толпы одинаковых зомбиобразных монстров.
Авторам должно быть стыдно.
По мелочам
Что понравилось:
*Стиль, шарм и мастерство авторов,
*У врагов, наконец-то, разные скины и немного отличающиеся модели. Они больше не напоминают толпу клонов.
*На предыдущие уровни вернуться нельзя, но переходы между ними почти бесшовны
*Искать улики невероятно увлекательно.
*Авторы внимательны к мелочам. Если уж лампы раскачиваются от выстрелов и освещение мигает, то будет мигать от и до, на всех уровнях.
Что не понравилось
* Сюжетные вставки в виде роликов со стороны немного портят атмосферу.
Дизайнерам стоило бы взять пример с HL2.
* Окружение совершенно и абсолютно неинтерактивно
* Музыка ужасна. Ее просто нет, хотя музыка в подобных играх не просто нужна - она обязательна, она формирует общий стиль и настрой.
Врочем, это скорее придирки, ждем второй части с нетерпением
Аккурат к концу прохождения condamned в руки попалось продолжение fear'а. И что-то мне подсказывает, что рецензия будет далеко не такой радужной. ( Даже со скидкой на аддон. )