О разнице во взглядах

Apr 18, 2009 18:12

Я уже давно обратил внимание, да думаю не только я, но и большинство из Вас тоже, что в среднем взгляды на политическую ситуацию в Грузии у грузин, живущих в ней и за её пределами различаются довольно сильно. Так сказать, статистически достоверно. Коротко это различие можно описать фразой, неоднократно слышанной мною из уст моей двоюродной сестры: "Ты, как все грузины, живущие за границей. Вы все Мишу любите."

В этом тексте я решил рассмотреть этот феномен с так сказать научной точки зрения, попытаться понять его причины.

Итак, эмпирически установлен факт того, что Михаил Саакашвили, нынешний президент республики Грузия, а также проводимая им политика являются гораздо более популярными среди граждан Грузии и просто грузин и сочувствующих им людей, живущих за пределами страны, по сравнению с теми, кто находится в этих пределах. Чем это может быть объяснено?

1. Первое объяснение длительное время было для меня основным. Пока я не стал задумываться над вопросом более внимательно. Я считал, что люди, живущие в Грузии лучше информированы о существующих с стране проблемах, сталкиваясь с ними каждый день. В то же время я сам и многие другие грузины, живущие за границей, не обладая всей полнотой информации, склонны идеализировать довольно харизматичного (чего уж там греха таить) Саакашвили.

В действительности, сомнения в этой теории появились у меня уже довольно давно. В Грузии я бываю с перерывами, нередко довольно существенными. Так вот, периодически приезжая в страну я не мог не заметить разительных изменений к лучшему, произошедших с момента прихода Саакашвили к власти (некоторое время назад они были отражены в ряде очень интересных постов, подготовленных грузинскими пользователями livejournal, пишущими на русском). В то же время, реакция жителей на происходящее, по крайней мере тех жителей, с которыми мне доводилось общаться, не только не улучшилась, а совсем наоборот. То есть, условно говоря, если при Шеварнадзе они сидели в темноте и размышляли о том, где бы раздобыть денег для генератора и дров для печки, теперь они же при свете и в тепле проклинают власть за во многом мифологизированные преступления над людьми, которых они не то что не знали, а даже по большому счёту не уверены в их существовании, и вообще за произвол, сущность которого сформулировать они не в силах. То есть, собственно повседневные проблемы, о которых живущие в Грузии люди знают, ествественно, гораздо больше эмигрантов, по всей видимости не являются основной причиной недовольства. Интересно то, что и основная суть претензий к Саакашвили со строны "оппозиции" и сочувствующих им граждан также не носит "бытовой" характер, тут всё больше политические обвинения, разоблачения и изобличения. Впрочем, эти два явления взаимосвязаны.

Что же касается проблем более глобальных, то, при здравом размышлении, я пришёл к выводу, что нахождение в Грузии не делает человека существенно более осведомлённым в их отношении. Наличие интернета делает информацию повсеместно доступной, более того, последний позволяет, как мне представляется, получать более объективные данные. По крайней мере, если сравнивать их с 1 каналом российского телевидения или Маэстро. Более того, я склонен думать, что имеющее место в Грузии информационное давление на население со стороны "оппозиционных" средств массовой информации искажает восприятие жителями реально существующих проблем.

Таким образом, мне данное объяснение кажется не слишком вероятным.

Второе и третье объяснения схожи по форме, однако различаются по сути.

2. Я полагаю, что в целом между грузинами, живущими в Грузии и вне её есть некоторые неизбежные различия. Неизбежность этих различий обусловлена тем обстоятельством, что люди, решившиеся на эмиграцию, более подвижны, активны и предприимчивы. То же самое можно сказать и о вынужденных эмигрантах (грузинском населении Апхазети), хотя в их случае эти качества были приобретены вторично. Я не хочу сказать, что в Грузии остались только неповоротливые и ленивые люди, но то, что подобное различие имеет место, причём в случае любого народа (см. США и Англию), более-менее очевидно.

Подобные различия, естественно, отражаются и на взглядах и предпочтениях людей, включая политические взгляды и предпочтения. Здесь необходимо отметить, что сама по себе личность Михаила Саакашвили, его образование и жизненный путь в целом сближают его с эмигрантами. Напомню, что Михаил Саакашвили получил базовое высшее образование в Украине, позднее учился (и не только) во Франции и США. Он молод, и это тоже роднит его с эмигрантами, особенно последней волны. Кроме того, многие из эмигрантов лучше помнят то, что происходило в Грузии при Шеварнадзе и эти воспоминания делают прогресс, достигнутый в период правления нынешнего президента, ещё более очевидным.

3. Третье из возможных объяснений также связано с особенностями грузинской диаспоры по сравнению с населением Грузии, однако речь идёт о "приобретённых" в результате жизни на западе и, отчасти, России, качествах. Грузины, живущие в США, Западной Европе и других развитых странах привыкли к общепринятым нормам капиталистической системы и демократического, свободного общества. Для этих людей очевидно, что изменения, происходящие в Грузии, являются, пусть и не всегда последовательным, но всё же движением в этом, правильном, направлении. Кроме того, в отличие от многих жителей Грузии, эта часть эмигрантов хорошо понимает, что западное качество жизни является следствием западного образа жизни и прежде всего западного отношения к труду, к своей роли в обществе и государстве и т.п. Процесс формирования этого образа жизни занял довольно длительное время. Соответственно, эти люди не ожидают, что за несколько лет или даже президентских сроков, уровень жизни в Грузии сравняется с таковым в развитых странах. В то же время, многие жители Грузии хотят всего и сразу и склонны к быстрым разочарованиям (это проблема широко обсуждалась, останавливаться на ней смысла не вижу). Жители западных стран хорошо понимают, что президент не должен быть ответственным за всё, происходящее в стране, его задача создать общую ситуацию, способствующую росту и развитию экономики, а также спокойной и достойной жизни граждан. Или по крайней мере делать всё возможное в этом направлении.

Касаясь грузин, живущих в России, отмечу, что они являются свидетелями того, к чему ведут попытки реанимации советского наследия. В этой связи, у здравомыслящей части этих людей целесообразность происходящих в Грузии реформ, всё дальше уносящих её от ужасного прошлого, особых сомнений не вызвает.

Таким образом, основными причинами обсуждаемого явления мне видятся различия в информированности (и скорее даже в форме оказываемого на них информационного давления), а также в особенностях менталитета и жизненного опыта, имеющие место между грузинами, проживающими в Грузии и за её пределами. Различия эти, на мой взгляд, имеют существенное значение. В частности они могут оказывать влияние на перспективы развития процесса репатриации, а также на связи между Грузией и диаспорами, налаживание которых является крайне важным. В этой связи, устранение или хотя бы уменьшение этих различий в будущем может оказаться весьма полезным для обеих сторон.

P.S. На мой взгляд, Михаил Саакашвили, пожалуй единственный во всех постсоветских странах (за исключением Балтийских государств и в какой-то степени Украины) президент, являющийся типичным политиком западного типа (мнение это не только моё, вот, к примеру, весьма интересная статья о Саакашвили из самого что ни на есть американского издания http://users.polisci.wisc.edu/hendley/PS%20633/Supplemental%20Readings/Saakashvili%20new%20yorker.pdf).

Грузия, грузины

Previous post Next post
Up