Эльбрус

Jul 20, 2010 01:48






Река Малка. Поляна Эммануэля (2500м)

Генерал кавалерии ее величества, герой 1812-го Г. А. Эммануэль,академик - геофизик Адольф Купфер , зоолог Эдуард Минетрие, физик Эмилий Ленц, ботаник Карл Мейер,архитектор Бернардацци, ученый-путешественник Янош Бессе. Они - первовосходители.  Видишь там за рекой их лагерь, сиротливый дым походного костра остывает после торопливого ночного завтрака, накормившего тех, кто отправляется наверх. Генерал , как умный и расчетливый человек, решает,остаться внизу- здесь на поляне, где сочные альпийские луга зеленым сукном покрывают суровый рельеф делая его пушистым и теплым , открывается прекрасный вид на Эльбрус,  откуда при хорошей погоде можно увидеть свою группу восходителей и мысленно представить себя с ними.

Мы тоже пошли с севера, и чтоб приобщиться к великим сынам отечества, и к  дикой природе прижаться своими тельцами тщедушными, как к матери  дети, трупиками  которых, к слову сказать, в избытке усеяны  здешние склоны,  как дань Её притягательной и убийственной красоте.





Сказать, что наша команда по составу была не менее выразительна и мощна, чем в том далеком 1829-ом, будет не сильным преувеличением: философы, музыканты, воины, эскулапы, проповедники, все по совместительству спортсмены-скалолазы, проводники, преподаватели  и тренера для всех возрастов и в разных областях и я.


Основная часть участников - члены спортивно-альпинистского клуба "Максимум" от Пятигорского Государственного Лингвистического Университета во главе с бессменным лидером, тренером, вдохновителем Александром Гребенюком.







 
 



 
 
 
 
 




В любом подобном предприятии, залог успеха -это команда, с которой идешь. Я по-настоящему рад и благодарен судьбе за этих ребят. Лучше гор могут быть только адекватные, веселые и добрые люди.      
Заброска

Поскольку заходили с севера, заброска - это интереснейшая и на наше общее удивление затратная по физическим силам часть экспедиции. В отличие от подходов с южной стороны здесь к счастью нет ни подъемников, ни великих плодов жизнедеятельности человечества в виде “шашлык-машлык”  или “чёрныеглазаобнимают-зажигают-черныеглаза”. Здесь не встретишь толп туристов в тапочках и с авоськами из близлежащих санаториев в сопровождении ушлых гидов, у которых всегда в запасе к вашим услугам пара ходовых историй про горы, ратрак для ”покорения” вершин, и “неплохая кафешка, тут не далеко”. Такая картина постепенно появляется во всех местах, где можно легко поживиться на туристах (а в России это делается наиболее неотесанным и разрушительным образом), скоро на земле не останется места, где человек может почувствовать себя действительно частью природы, со своим правом на выживание в меру своих сил, и на Эвересте будет город-сад с жилплощадью по рыночной цене. Зачем человеку чувствовать себя частью природы - это отдельная серьезная тема для разговора, так для меня это и способ познания себя, своей сути, оценки своих сил и возможностей, воспитания духа, тренировки характера, формирования незамутненного предрассудками взгляда на жизнь, на проблемы.  В общем случае, если вы читаете это, значит вам не нужно это объяснять , либо дойдете до этого сами,я надеюсь.

Заброска оказалась проверкой предельных возможностей не сколько человека , а сколько транспорта, на котором мы пытались добраться, ведь около ста километров  пешком с постепенным траверсом по предгорью на высоту 2500м. с 25 кг. за спиной никому не были нужны.




В начале водители были рады работе, весело грузились, весело ехали по Пятигорску, Кисловодску.

Когда дорога пошла в гору, для лучшего охлаждения дохленьких ГАЗелек была включена печка в салон на полную мощность. Салон наполнялся изумительным запахом жареной колбасы, случайно оказавшейся под сиденьем в сумке на пути горячих потоков воздуха. Нам нормально -главное ехать.

После границы Кабардино-Балкарии начались серьезные затяжные подъему, пусть пока еще с нормальным дорожным покрытием.  Водители терпеливо жгли сцепления на  подъемах, колодки на спусках, но начинали потихоньку интересоваться, сколько еще ехать далеко ли проложили нормальное дорожное покрытие, ведь мы ехали по новой еще строящейся трассе, призванной дать Северному Кавказу дополнительный короткий выход к морю через Абхазию, если не ошибаюсь. Наш руководитель уверял, что все нормально путь полностью ГАЗелепроходимый на всем протяжении, но появившиеся каменные глыбы и глубокие колеи  говорили все же об обратном, река пересекаемая вброд стала последней каплей терпения видавших виды шоферов.





А вот и конец дороги. После этого знака, приходилось периодически выбегать из автобуса и просить бульдозеристов временно разровнять для нас место, где они только что копали, чтоб мы смогли проехать. К удивлению дружелюбные и уважительные дорожные рабочие всегда были рады нам помочь, но загадочно и оценивающе улыбались, слыша наши вопросы о том, есть ли дальше дорога.

image Click to view



На некоторых участках двигатель отказывал тянуть в гору восемь человек с рюкзаками и приходилось помогать отечественному автопрому выполнять свои функции (идти пешком так не хотелось, что мы готовы были дотолкать автобус до конца маршрута). Видео предоставил Александр Гребенюк.

Но даже наша прыть и молодецкая сила не заставила ГАЗели и их водителей доехать оставшиеся 35 километров до поляны Эммануэля, где по плану начиналась официальная часть нашего похода. Итак,  застряв на середине пути, мы начали готовиться к незапланированной ночевке, одновременно послали гонцов ко всем замеченным по пути УАЗам назад по дороге, и ловили все четырехколесное, что смогло проехать мимо нас.





Спустя час приехал микроавтобус УАЗ, в народе именуемый Буханка. Следующие три часа у всей группы прошли в бреду и физических страданиях. Одна Буханка…18 человек…16 рюкзаков….жара 35 градусов…пассажиры уложены в 3  слоя..почти полное отсутствие открывающихся окон, 35 километров со скоростью 10-15 км/ч по горному рельефу и грунтовому бездорожью, падающая на голову гора  рюкзаков. Те из нас , кто полу-сидел , боясь раздавить нижний живой слой, или те кто на своих членах терпел нагрузку двух верхних слоев и прикидывал за какое время передавливания сосудов развивается гангрена по праву считают данную часть экспедиции наиболее тяжкой. Те, кто снизу требуют срочно остановится, те, кто сверху и кому просто хорошо утверждают, что ни за что не залезут все обратно, если вылезти, а ехать еще далеко. И что характерно, все по-своему правы.

image Click to view



Такое испытание отлично сплачивает команду, и, как было сказано кем-то из нас, притирает друг к другу как “Тетрис” (Дима dima_chatrov по-моему был самый довольный, он возлежал сверху и жаловался, что у нас слишком твердые коленки). Видео предоставил dsumin .

Мы прониклась уваженьем к Уазику-Буханке после трехчасового пути, оценив его мощь, проходимость и вместительность, однако были очень рады после  такого душного гостеприимства внедорожного микроавтобуса пройти пешком оставшиеся несколько километров до запланированной стоянки, несмотря на рюкзаки, жару и приличный набор высоты.


)


Путь был еще приятней от открывшихся нам видов на долину реки Малка и возвышающаяся далеко впереди махина Эльбруса.



Малка является левым притоком Терека. Верховья реки лежат в чаше альпийских лугов. По-балкарски "мал" значит "скот", баранов и овец там действительно не мало, ими усеяны местные сытные пастбища. Нам оставалось только сожалеть о том, что не отведать нам, скорее всего, шашлыка, возможно, из лучшей в мире баранины во время нашего сурового, не терпящего излишеств мероприятия.


 







Восхождение




Первая стоянка на поляне Эммануэля на высоте 2500м.  Лагерь разбили недалеко от базы спасателей, несущих здесь весь сезон постоянное дежурство, на случай чрезвычайных ситуаций в горах. Ребята из МЧС - гостеприимные и веселые, угостили нас при первой встрече настоящим домашним борщом.  Дело в том, что специалисты, работающие на этой базе являются настоящими профессионалами не только в спасательном деле вообще, но и, в силу местной специфики, отличными спортсменами-альпинистами, активно участвующими в развитии альпинизма на Кавказе, на этой почве и построилась давнишняя дружба МЧС  с нашим клубом "Максимум" .

Погода стояла замечательная, это давало нам дополнительную надежду на успешное восхождение, возможность тщательно  проcушить вещи ну и,конечно, насладится здешними видами. Мы сюда еще вернемся и после первого акклиматизационного подъёма к штурмовому лагерю, и после восхождения на вершину.


 


Собираемся на аклиматизационный выход к штурмовому лагерю  на морене на высоту 3800м (Половину снаряжения оставляем наверху, на следующий день поднимаемся туда же на ночевку). Наш опытный  командир знает, как сэкономить силы  даже во время командных совещаний.




Поселились на  3800м .









Каждый день выходили на акклиматизационные подъемы, постепенно набирая все большую высоту и возвращаясь вниз на ночевку.









В свободное время подолгу  смотрели наверх на вершину, представляя себя там, вдалеке, радостно машущего руками всему миру:”Я здесь, я сделал это!”. Надеялись на хорошую погоду, от которой очень многое здесь зависит.



 


На восхождениях занимались общественно-полезным делом, размечая тропу вешками, чтобы  другие группы после нас, да и мы сами не заблудились в горах. Особенно это актуально, когда при ухудшающейся погоде , всё застилает туман или снежная завеса, при которой видимость становится максимум 5 метров. К тому же не редки случаи потери ориентации, когда человек не понимает в какой стороне подъем , в какой спуск, где право , где лево. Вешки более менее видны на снегу и их расположение и наклон показывает направление спуска и наличие трещин.









В последний день перед штурмом , мы спустились в очередной раз со скал Ленца (4500м), и начали активно готовиться к решающему выходу. Сушились как могли, ели и заставляли себя поспать.



     




Ночь финального восхождения была прекрасна - полное безветрие,  ярчайшая луна, звездное чистое небо. Фотографий на восхождениях я не делал, т.к. моя подготовка позволяла мне лишь дойти до назначенного места, но уж никак не бежать впереди и сбоку от группы с аппаратурой и искать выгодные композиции, на это у нас хватало в составе “монстрообразных” альпинистов, чьи фотографии, героически сделанные на всех восхождениях, здесь и представлены.

… мы , ритмично тропили снег, в обилии валивший на нас уже несколько часов. Благодаря удачной акклиматизации в предыдущие дни, у нас было хорошее время набора высоты, и новички и опытные товарищи шли плотной группой, все были готовы дойти до конца.  На отметке 5000м командир сказал: ”Сваливаем” и махнул рукой (или наоборот). За несколько дней до этого момента, нас перед уходом наверх  собрал нас опытный спасатель, чтобы держать напутственное слово, как это по традиции принято :  “Вы в основном опытные альпинисты, единственное , что я хочу сказать- это слушайте своего руководителя. Он у вас опытный , заслуженный человек, поэтому беспрекословно слушайте его и все у вас будет нормально. Слушайте командира, короче, и все будет хорошо, удачи!” В тот момент мне почудилась некоторая избыточность информации в той речи, однако именно эта мысль , донесенная до нас в такой навязчивой форме, всплыла в памяти уже наверху, когда заряженный на подъем организм уверенно ломился наверх сквозь снежный буран, и эта мысль помогла без лишнего сожаления  повернуть назад, надо -значит надо. А огорчаться, конечно, было чему, ведь позади несколько дней изнурительных подъемов с рюкзаками и не менее изнурительных спусков, жажда, холод, кислородное голодание, да и просто азарт и надежды на успешное восхождение на высочайшую точку Европы.

Так случилось, что именно в день нашего штурма погода наверху испортилась и все неделю не позволяла ни одной группе подняться. Как говорят : “Гора нас не пустила”, что ж - есть приятный повод приехать в эти прекрасные места еще раз.

Походы, 2010, Путешествия, Эльбрус, Экстрим

Previous post Next post
Up