24 апреля 2014 года старейшая отечественная рекорд-компания - ныне ФГУП Фирма «Мелодия» отмечает 50 лет со дня своего образования.
История российской музыкальной индустрии насчитывает более ста лет. Наиболее продуктивно она заработала лишь с 1964 года, когда все имеющиеся студии и заводы грампластинок были переданы Министерству культуры, которое в свою очередь объединило их в единую структуру - Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия». На пластинках с лейблом «Мелодия» выросло множество поколений. На них издавались классическая, народная, популярная отечественная и зарубежная музыка. Пластинки поставлялись в 90 стран мира! Лейб «Мелодия» до сих пор знают и уважают во всем мире.
Вклад «Мелодии» в звуковую летопись страны огромен. За полвека было издано почти 76.000 наименований пластинок и около 2.100 компакт-дисков. Каталог «Мелодии» включает также пластинки с записями ее родоначальницы - Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ). Студия возникла в 1958 году в Доме Звукозаписи (ДЗЗ), с собственным опытным производством. Именно в этот году был освоен выпуск стереофонических пластинок.
С образование ВФГ «Мелодии» в 1964 году Всесоюзная студия получила новую прописку. На долгие 30 лет она разместилась в самом центре Москвы - в здании англиканской церкви, так называемой «кирхе». Студия являлась одной из немногих оснащенных оборудованием по последнему слову техники, а кроме того укомплектована штатом серьезных профессионалов-звуковиков.
Само название «Всесоюзная» подчеркивало ее значимость: наряду с представителями союзных республик здесь записывались знаменитые гости Москвы, в числе которых были Карел Готт, Фрида Боккара, Рэй Коннифф, Франсис Гойя, Каравелли.
Практически половину всех тиражей «Мелодии» (до 80 млн дисков) выпускал завод в подмосковном г. Апрелевка, построенный еще в 1910 году немецким предпринимателем для производства граммофонных пластинок. В составе фирмы «Мелодии» предприятие превратилось в крупнейшее тиражное производство отрасли в Европе.
Помимо Апрелевского завода пластинки с лейблом «Мелодия» печатались на Ленинградском и на пяти республиканских заводах в Риге, Тбилиси, Ташкенте, Баку и Таллинне. И все же по качеству продукции равных не было опытному производству в Москве, которое было организовано на заводе «Грамзапись» (МОЗГ) в 1978 году. Здесь же был налажен выпуск первых CD в конце 1989 года.
Широкая торговая сеть, включала несколько фирменных магазинов, самым центральным из которых был магазин на Калининском проспекте.
Успешному коммерческому опыту своих зарубежных коллег из Западной и Восточной Европы, обеих Америк, Японии и Азии был противопоставлен планово-экономический. Издание дисков «Мелодия» растягивалось на месяцы. А то и полгода приходилось ждать пластинку с уже популярной песней. За это время спрос мог легко упасть в другой стране, но только не в стране с вечным дефицитом.
Кроме того потенциальный хит мог и вовсе не прозвучать на пластинках. Разрешение на запись в студии выдавал строгий цензор - худсовет, который определял что для советского слушателя будет приемлемым, а что нет.
По ассортименту каталог лицензионных грампластинок довольно сильно уступал остальным производителям соцлагеря. Даже те, которые были изданы в 70-х и 80-х имели весьма скромные тиражи. Такие дефицитные записи продавались "из-под полы" гораздо дороже их официальной стоимости. Что касается основной массы изданий как правило лишь первые тиражи и экспортные диски выпускались в индивидуальных иллюстрированных конвертах. Остальные конверты имели стандартизованный «фирменный» вид. Но и такие пластинки расходились «на ура».
В настоящих рыночных условиях гигант оказался нежизнеспособен. Заводы децентрализировались и стали выпускать кто во что горазд. Ленинград выдавал на гора альбомы столпов зарубежного рока, Апрелевка печатала всю отечественную попсу. В стране победившего капитализма уже не нашлось места ни классике, ни народному творчеству. Казалось знаменитый лейбл «Мелодия» похоже совсем исчез в лихие 90-е. Ну а главное - встали заводы. Его величество Винил уступил свое место CD. Относительно больше повезло заводу «Грамзапись», который как раз в это время начал насыщать прилавки всей страны пока рынок не появились его многочисленные конкуренты.
Самым мрачным периодом для «Мелодии» стали именно 1990-е годы. Студия грамзаписи прекратила существование в 1994-м, в связи с возвращением собора верующим. Новая власть забыла о существовании национального достояния - «Мелодии» на почти 20 лет.
В это трудное время руководство ФГУП «Мелодия» подписало с компанией BMG контракт на издание за рубежом всего каталога классической музыки. Фактически это было распродажей уникальной фонотеки за бесценок. Спустя десятилетие с большими усилиями контракт удалось разорвать.
Саму фонотеку не единожды приходилось спасать от потопа и защищать от расхитителей. Очередной «подарок судьбы» ждал в начале 2012 года. Тогда Росимущество, в ведении которого находится «Мелодия», решило акционировать и распродать имущество ФГУП. А уникальную коллекцию записей из собственности предприятия сдать в Росархив на верную гибель. К счастью приватизация тогда не состоялась, но она не отменена вовсе.
До прихода в 2011 году нового директора Андрея Кричевского «Мелодия» работала лишь в убыток. Уже с середины 2000-х была заметна издательская активность, на лейбле выпущены новые и переизданы старые сборники. Но по-настоящему управлять каталогом записей не представлялось возможным. Во-первых, было оцифровано всего каких-то 7% лент. А главное не было плана выхода из кризисного положения. А прибыль оказывается лежит под ногами:» Лицензии, цифровая дистрибуция, производство и дистрибуция дисков на Запад могут приносить доход "Мелодии", который позволит сохранить уникальное музыкальное наследие", - считает нынешний директор. Уже за три года стахановскими методами звукорежиссеры и реставраторы перевели «в цифру» половину из 238 тысяч аналоговые лент. И эта работа до сих пор идет в две смены.
В преддверии юбилея, с 2013 года «Мелодия» снова взялась за выпуск винила, правда, в ограниченном количестве. Были отобраны к переизданию пока только 50 (по числу прожитых лет) оригинальных винилов - славных страниц прошлого.