May 09, 2013 10:57
Какими полномочиями на съемку обладают сотрудники правоохранительных органов?
В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6), при проведении оперативно-розыскных мероприятий может использоваться съемка и запись. В случае, если речь идет о мероприятиях, ограничивающих право на на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в соответствии со ст. 8 закона об ОРД , на них требуется санкция суда.
Во всех остальных случаях мероприятия и их фиксация проводятся по усмотрению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Например, съемка участников на каком-то митинге, пикете, и т.п., не требует разрешения ни суда, ни лиц, попавших в кадр. Елинственное, на что может ссылаться человек, которого сфотографировали - это гипотетическое нарушение права на неприкосновенность своей частной жизни, однако, по умолчанию на публичном мероприятии никакой «частной жизни» быть не может. Любое «публичное мероприятие» по определению носит открытый и доступный всем характер, поэтому вся информация о ходе его проведения относится к разряду «общедоступной». В соответствии со ст. 7 закона «Об информации…», она может использоваться любым лицом.
Законом «О полиции» (ст. 11) на полицию возложена обязанность использовать «достижения науки и техники», включая «средства аудио-, фото - и видеофиксации». Кроме того, разрешения на съемку содержатся в административных регламентах исполнения полицейскими конкретных функций (дактилоскопирования, регулирования дорожного движения, и т.п).
Уголовно-процессуальный кодекс разрешает следователю производить фотосъемку вещественных доказательств (ст. 82), а также приобщать к уголовному делу фото - и видеодокументы, которые могут быть исследованы при ознакомлении с этим делом, а также в суде. При производстве следственного действия, в соответствии со ст. 166 УПК , может применяться аудиозапись, фото - и видеосъемка, об этом делается отметка в протоколе. При освидетельствовании (ст. 179), то есть, осмотре чьего-то тела, съемка может осуществляться только с согласия освидетельствуемого лица. Обязательному фотографированию подлежат неопознанные трупы (ст. 178 УПК).
При этом информация, полученная в ходе негласных оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 12 закона об ОРД, составляет государственную тайну, она обрабатывается и расскеречивается в соответствии с законом «О государственной тайне». Материалы уголовного дела, в соответствии со ст. 161 УПК, представляют собой «тайну следствия» и могут быть преданы гласности только с разрешения следователя или дознавателя, в указанном ими объеме. Так же охраняется и информация, полученная в ходе гласных оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам
«Тайна следствия» охраняется только до его окончания, после которого запрещать разглашать информацию следователь не вправе. (Исключение - ситуации, когда материалы следствия составляют государственную или другую охраняемую законом тайну).
Как осуществляется съемка в судах?
По общему правилу, съемка судебного процесса проводится только с разрешения суда или судьи. Аудиозапись может вестись свободно, при этом даже не требуется уведомлять о ее ведении суд.
Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11 , ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241 , ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи. Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10 , ч. 7) и ст. 54 закона «О Конституционном суде Российской Федерации» - с разрешения суда. Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3 , ч. 3) - с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Порядок применения норм Гражданского процессуального кодекса разъясняется в постановлении Пленума Верховного суда от 26 июня 2008 г. № 13 . В пункте 12 постановления говорится о том, что съемка процесса может проводиться только с разрешения суда, а вот на аудиозапись такого разрешения получать не требуется.
Что касается съемок вне процесса, а также копирования с помощью фотоаппарата судебных документов, то никаких ограничений на это закон не содержит. Иногда судебные приставы в мировых судах и судах общей юрисдикции запрещают проносить фотоаппараты в здание суда, ссылаясь на распоряжение председателя или установленные им правила. Этот запрет незаконен, однако, он содержится в некоторых подзаконных актах судебных органов.
В Москве и Московской области действует «Инструкция по организации внутриобъектового режима и установления единого порядка прохода в здания районных судов и судебных участков мировых судей», пункт 2.3 которой разрешает проносить в здания судов камеры только с разрешения председателя суда или председательствующего по делу. Пункт 2.5 устанавливает такой же порядок для множительной техники и аудиоаппаратуры.
В октябре 2009 года упомянутые пункты данной инструкции стали предметом обжалования в Преображенском районном суде Москвы. Иск был подан Уполномоченным по правам человека в РФ . В ходе судебного разбирательства ответчики внесли поправки в Инструкцию, после чего дело было прекращено, поскольку новый вариант, по мнению Уполномоченного, соответствует закону. Однако, фактически, никаких существенных изменений в текст внесено не было: он был дополнен указанием на то, что фотосъемка и снятие копий осуществляются в порядке, определяемом процессуальным законодательством. В новом варианте инструкции не требуется получать разрешение на пронос аудиоаппаратуры, для фото - и видеотехники по-прежнему требуется разрешение.
Вдобавок, текст после изменений, похоже, просто не был опубликован: в справочных правовых системах его нет, а на сайтах районных судов г. Москвы в ГАС «Правосудие» опубликован старый вариант. Вполне возможно, что подобные «инструкции» приняты и в других регионах.
Пропускной режим в арбитражных судах устанавливается локальными актами, которые составляются на основе Методических рекомендаций об организации пропускного режима в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденных приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 104 (в редакции приказов ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 107 и от 9 декабря 2009 г. № 178). Текст этих рекомендаций не опубликован, однако, изучение инструкций по организации пропускного режима в конкретных судах показало, что они, как правило, включают в себя запрет только на пронос съемочной техники для представителей средств массовой информации. Обычные посетители и участники процесса могут проносить камеры без дополнительного разрешения. То, как организован режим в конкретном суде, можно узнать из соответствующей инструкции, которая, как правило, опубликована на сайте суда.
В некоторых кодексах предусмотрена возможность допроса участников процесса и исследования доказательств с помощью видеотрансляции. В Арбитражном процессуальном кодексе ее применение регулируется статьей 153.1 , в Уголовно-процессуальном - 278.1 .
Можно ли делать фотографию или видеозапись, в расчете на то, что она станет доказательством по уголовному делу?
Уголовно-процессуальное законодательство дает право сбора доказательств только следственным органам . Поэтому среди далеких от юриспруденции людей возникло мнение, будто любая видео - или аудиозапись, сделанная свидетелем преступления в момент его совершения - делается незаконно, поскольку это лицо не является следователем и ему запрещено собирать доказательства.
Разумеется, это не так: доказательствами признается любая информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Эта информация должна быть собрана следственными органами с соблюдением определенных процедур. До проведения таких процедур доказательством она не будет, однако на право гражданина собирать информацию это не влияет никак. Более того, если речь идет о преступлении, то применима статья 39 УК, разрешающая причинение вреда для устранения опасности, угрожающей чьим-то правам (в том случае, если съемка в какой-то конкретной ситуации является правонарушением).
Существует мнение о том, что в качестве доказательств суды принимают только записи, сделанные на аналоговые носители, т. е., пленку. На самом деле, вопрос этот никак не урегулирован, и запретов на использование в качестве доказательств цифровых записей нет. Если по записи назначается экспертиза, то эксперту может понадобиться сама камера, с помощью которой она сделана.
Можно ли производить съемку в исправительных учреждениях?
Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24 , ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24 , ч. 5).
Под такими «объектами» можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи. Однако, по смыслу статьи 24, которая называется «Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания», запрет распространяется только на лиц, посетивших учреждение, т. е., действует только на внутренней его территории.
В утвержденных Министерством юстиции «Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (п. 146) лицам, получившим разрешение на свидание с подозреваемым или обвиняемым, запрещается без разрешения начальника учреждения проносить в СИЗО съемочную технику.
Как ограничивается фотосъемка в связи с деятельностью Федеральной службы охраны?
Согласно закону «О государственной охране» (ст. 1), к «охраняемым объектам» относятся здания, в которых размещаются органы государственной власти, а также прилегающие к ним территории. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 7 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (п. 11, пп. 5), ФСО «организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда». Именно в ходе этих мероприятий и могут устанавливаться какие-либо ограничения, причем не всегда, а только во время проезда охраняемых лиц.
Долгое время в Москве охранные мероприятия регулировались постановлением от 20 сентября 1994 г. № 791 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве». В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано толькопоследнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве.
Было ли опубликовано само постановление № 791, неясно, да и сам его текст было проблемно разыскать. В самом постановлении до внесения в него изменений не содержалось никаких запретов на съемку. Оно представляло собой набор поручений различным городским службам по контролю и надзору за состоянием проезжей части, размещением различных сооружений в маршрутах проезда, и т.п.
В первом приложении к нему содержалась инструкция «О порядке проведения охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве», возможно, какие-то запреты были именно там.
Второе приложение содержало список улиц с маршрутами проезда. После того, как оно было опубликовано, некоторые СМИ напечатали статьи об «улицах Москвы, на которых запрещено фотографировать», со списком этих улиц из приложения. Но скорее всего, никаких запретов этими документами не устанавливалось: существует опубликованный ответ на запрос за подписью советника директора ФСО, в котором говорится об их отсутствии.
В настоящее время все эти документы отменены, принято новое постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2010 г. № 866-ПП «О некоторых мерах по содержанию трасс (маршрутов) проезда и мест постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в городе Москве» . Постановлением был утвержден порядок содержания таких трасс, который также представляет собой описание порядка производства работ на таких трассах, размещения на них сооружений, ремонта фасадов, и т.п. Никаких запретов на фотосъемку нет ни в постановлении, ни в «порядке».
При этом перечня маршрутов проезда Постановление не содержит. Возможно, этот перечень был засекречен, так что, пока он не опубликован, рекомендуется пользоваться предыдущим списком из отмененного постановления. Однако, отсутствие такого списка может говорить и о том, что какие-либо ограничения устанавливаются только в ходе охранных мероприятий, независимо от того, по какому маршруту проезжает охраняемое лицо.
По сообщению «Новой газеты», в Санкт-Петербурге принят похожий документ, приказ губернатора № 22-п от 22 марта 1999 г. «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в Санкт-Петербурге». Разумеется, текст его тоже трудно найти. Было опубликовано распоряжение Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 30 апреля 1999 г. № 1186-р, принятое на основании этого приказа. Оно также описывает порядок содержания маршрутов проезда охраняемых лиц и не содержит запретов на съемку. Возможно, подобные постановления существуют в других городах.
Порядок съемок на территории Кремля определен в правилах посещения Кремля, утвержденных приказом ФСО № 336 от 18 октября 2001 г. Раньше в нем были определены размеры фотоаппаратов, на фотосъемку которыми требовалось разрешение (длина более 25 см, либо высота корпуса более 14 см, или со сменными объективами диаметром более 70 мм.) Кроме того, разрешение ФСО требовалось на съемку внутри охраняемых зданий. Изменениями, внесенными приказом ФСО от 26 февраля 2010 года эти ограничения были отменены.
Сейчас разрешение требуется в двух случаях: на съемку в период подготовки и проведения охранных мероприятий, а также съемки, связанные с созданием тиражируемой кино-, фото - и видеопродукции. Последний запрет обусловлен тем, что Красная площадь и Кремль имеют статус музея, а на создание продукции с изображением музейных зданий требуется получать разрешение в соответствии со ст. 36 закона «О музейном фонде…».
Заявка на такое разрешение подается в ФСО, установлен трехдневный срок ее рассмотрения.
Однако, теоретически есть возможность ограничить пронос фото и видеокамер на территорию Кремля, некрополя и в Мавзолей, если они попадают под определение «громоздких предметов». До изменений от 26 февраля 2010 г. камеры были разрешены к проносу наряду с детскими колясками, даже если они «громоздкие». Однако, найти громоздкую камеру сейчас затруднительно, а съемка в Мавзолее и так запрещена.