Предыдущая страница:
От Арасиямы до ОхарыНа севере Киото в живописной широкой долине, откуда открывается изумительный по красоте вид на гряды горных холмов, укрытых покрывалом густых лесов, лежит небольшая деревушка Охара. В тихом уединении лесов и гор скрыты две старинные буддийские жемчужины: женский монастырь Дзякко-ин и храмовый комплекс Сандзэн-ин с прекрасным садом, поросшим мхом, и золотыми статуями Будды и Каннон. Единственная дорога ведет от города к далеким окраинам, минуя улицу за улицей, тесные кварталы, цепь одноэтажных домов по берегу мелководной реки с белыми цаплями, примостившимися на кочках, и заканчивается в часе езды от Киото в горном селении Охара. В 1185 году в этой когда-то безлюдной глуши нашла одинокий приют последняя представительница могущественного рода Тайра по имени Кэнреймонин, чтобы провести остаток жизни в молитвах об упоении душ своей семьи, уничтоженной императорским кланом Гэндзи в ходе продолжительной войны.
Женский монастырь Дзякко-ин в селении Охара
«О, если б скрыться подальше в горную глушь, куда не долетают скорбные вести, пока моя жизнь, как росинка на кончике лепестка, еще трепещет в ожидании последнего дуновения ветра!» - думала государыня, но не знала, где отыскать такой приют.
В глубине гор Охары есть храм
Сияния Нирваны, Дзякко-ин.
Там царит тишина!
Печально, уныло жилище
В безлюдных горах, но разве
не лучше остаться навеки в глуши,
чем тяготы мира сносить?»
Ступени к воротам храма Дзякко-ин
В саду монастыря Дзякко-ин, Охара
«В пустынном месте, среди одетых мхом скал, стоял Дзякко-ин, храм Сияния Нирваны, и государыне пришлось по сердцу царившее здесь безлюдье, - продолжает рассказывать «Повесть о доме Тайра». - Увял побитый инеем кустарник хаги в саду, осыпанном росой, поблекли полевые хризантемы, обвивавшие сплетенную из сучьев ограду. «Такова и моя участь!» - подумалось Кэнрэймонъин при виде увядших цветов. Представ перед изваянием Будды, она вознесла молитву».
Сад Дзякко-ин, Охара
Дыхание осени в монастыре Дзякко-ин, Охара
Священные карпы
Женский монастырь Дзякко-ин считается садовым храмом, мы шли к нему по длинной крутой лестнице с широкими ступенями. Камни декоративного сада были покрыты мхом, в небольшом пруду лениво дрейфовали массивные карпы, пожухли листья цветов на клумбах, гроздьями свисали красные ягоды какого-то кустарника, сад был усыпан бордовыми листьями осенних сакур. Погода хмурилась, поэтому пахло сыростью и землей, картину глубокой осени оживляли только огненные кроны кленов-каэдэ и оранжевые спинки упитанных карпов.
Женский буддийский монастырь Дзякко-ин
Храмовый комплекс Дзякко-ин, Охара
Небольшой по величине храм Дзякко-ин был основан в VII веке, но в 2000 году стал жертвой поджога. Его полностью восстановили спустя пять лет. Так что древность веков проговаривает в нем только через трещины садовых камней и почерневшую от времени чеканку фонарей и курилен. Перед главным залом расположены несколько сидений в ярко-красной драпировке под стать праздничной осенней поре, только праздника здесь не ощущается. Само пространство монастыря как будто бы пропитано грустью, ведь императрица Кэнреймонин, находящаяся здесь в изгнании, выплакала немало горьких слез по своему погибшему маленькому сыну, который мог бы стать будущим наследником престола…
Пагода и колокол в саду Дзякко-ин, Охара
Дзякко-ин, Охара
По другую сторону от долины построен еще один буддийский храмовый комплекс с большим красивым садом, Сандзэн-ин, созданный основателем школы Тэндай по имени Сайтё. Самое старое деревянное здание храма Одзо-Гокураку-ин, скрывающееся в тенистой глубине деревьев, относится к 985 году. В нем хранятся ценные реликвии Сандзэн-ин: золотая статуя Будды Амиды в сопровождении двух бодхисаттв: Kanzeon Bosatsu (справа) и Seishi Bosatsu (слева). Потолок и стены внутри храма Одзо-Гокураку-ин украшены изображениями цветущего благоухающего Небесного сада.
Храм Одзо-Гокураку-ин в комплексе Сандзэн-ин, Охара
Храм Одзо-Гокураку-ин
Неподалеку располагается зал Kannon-do с 25-ю изображениями Бодхисаттвы милосердия и каменный сад, олицетворяющий священную землю. В Kannon-do хранится 3-метровая золотая фигура
богини Каннон, которая, как считается, наделяет людей духовной силой. По обе стороны от Каннон есть миниатюрные ее изображения, являющиеся дарами от людей, чьи молитвы были услышаны.
Буддийский храмовый комплекс Сандзэн-ин, Охара
Алтарь в храме Сандзэн-ин
Первое, что мы увидели, войдя в ворота храма, - огромные шапки разноцветных хризантем и причудливые сосенки-бонсаи, выставленные в глиняных горшках у стен Главного зала. Осень в Японии - время красных кленов и хризантем. И теми, и другими мы вдоволь налюбовались, неспешно бродя по аллеям сада Shuhekien и созерцая его уникальную медитативную красоту с открытой террасы.
Осенние хризантемы перед входом в храм Сандзэн-ин
Пьет свой утренний чай
Настоятель в спокойствии важном.
Хризантемы в саду.
(Басё)
Хризантемы в Сандзэн-ин, Охара
Природные пейзажи плавно перетекали в Гостевой зал Kyakuden, где произведения японской каллиграфии и живописи представлены на традиционных раздвижных дверях fusuma.
Гостевой зал Kyakuden
Гостевой зал Kyakuden
Гостевой зал Kyakuden
Первое впечатление от сада Shuhekien - неуправляемое и нетронутое буйство природы. Чем-то он напоминал тенистую лесную чащу: заросли, нагроможденные одно на другое, опавшая осенняя листва, ковром застилающая густую траву и небольшой пруд с темной водой, в которой мерцали солнечные блики.
Открытая терраса с видом на сад Shuhekien
Сад Shuhekien в храмовом комплексе Сандзэн-ин
Но если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что и камни, подернутые мхом, и невысокие холмики, и форма крон деревьев и кустов, и их сочетание друг с другом - все есть творение рук человеческих. И венчает этот природный дизайн небольшая каменная пагода.
Сад Shuhekien, Охара
Колодец с водой для омовения в саду храма Сандзэн-ин
Вот так и приходишь в сознании от хаоса к абсолютному космосу. Не в этом ли главная суть традиционных японских садов? Когда хоровод мыслей и сила желаний успокаиваются, начинаешь видеть главное.
Сад Shuhekien
Храм Одзо-Гокураку-ин окружен садом мхов. Мох стелется гладкими изумрудными волнами. Будто бы сам храм Будды Амиды - это остров в бескрайнем океане, ось, священная гора, омываемая волнами. А может это - небесный храм, махровые холмы - это пушистые облака, а каменные будды с умиротворенными благожелательными лицами, скрывающиеся в нем, - сами ангелы? Не случайно дорожки сада петляют, заставляя прихожанина идти по нему медленно и вдумчиво, с каждым шагом открывая хранимые им тайны.
В саду мхов перед храмом Одзо-Гокураку-ин
Каменные Будды в саду мхов
Каменные Будды в саду мхов
Мох, устилающий сад в Сандзэн-ин
Осень - самая подходящая пора для того, чтобы приехать в Сандзэн-ин. Кленовые листья - алые, золотые, зеленые - светятся на солнце, как будто изнутри, подрагивают на ветру, устилают мох пестрым красочным рисунком, качаются на зеркальной глади пруда… А высокие кедры с гладкими, ровными корабельными стволами пронзают голубизну небесного свода пирамидальными кронами.
Пирамидальные кедры в Сандзэн-ин
В саду Сандзэн-ин, Охара
Буддийский храмовый комплекс Сандзэн-ин, Охара
Цветут розовые и белые камелии, слышится шум каскадом струящегося кристально чистого ручья, по бамбуковым трубочкам каплями стекает вода в каменные колодцы, в чашах которых плавают все те же кленовые листья… Бодхисаттвы Дзидзо в красных фартучках стоят у края тропинок.
Период золотых и красных кленов "момидзи"
Дзидзо и каменный Будда в саду храма Сандзэн-ин
Цукубаи в саду храма Сандзэн-ин, Охара
Здесь царит Природа, поэтому, проходя по саду, хочется просто помолчать, созерцая естественную гармонию мироздания и слушая ее негромкое таинственное звучание…
Ковер из кленовых листьев
В саду Сандзэн-ин, Охара
Следующая страница:
Дворец горы ХигасиямаЧитать с самого начала:
Вначале была Фудзи