Оригинал взят у
maskodagama в
postВсем привет, я вернулся в сеть. Мне не очень хочется все пересказывать, дедлайн давно прошел, да и коллеги из давно рассказали всю историю вместо меня. Но какое-то свое личное отношение выразить все равно надо, мне кажется, пусть и с опозданием.
Чтобы не повторяться особо - да, я был на площади как журналист. И вообще не планировал там оказаться - у нас на Триумфальную традиционно ходит Андрей Козенко, а я с утра сидел на заседании в Минобрнауки и думал, что буду писать заметку о том, что студентов-бюджетников будет меньше, а магистров -- больше. Но в Ъ случился дефицит корреспондентов, поэтому меня экстренно послали к зданию Тверского суда, а потом на Триумфальную (спасибо Теме Ефимову из Ленты.ру, который меня лихо подвез).
На Триумфальной нервно грохотали барабаны, толпы нашистов скандировали "Россия! Путин! Медведев!", ОМСН в полной боевой выкладке строился в шеренги - в темноте это было похоже на кадры с орками из "Властелина Колец" и навевало грустные мысли о неизбежности гражданской войны. Все кордоны я проходил без проблем - полицейские видели у меня в руке удостоверение журналиста и пропускали.
Около гостиницы Пекин собрались протестующие, кричащие "Путин - вор" и "Выборы - обман". Полицейские выхватывали людей из толпы, прислоняли к автозаку, "руки за голову, блядь! ноги на ширине плеч!", били по ногам, чтобы максимально широко раздвинуть. Я встал в паре метров от одного полицейского, который особо усердствовал -- просто наблюдал, держа в руке удостоверение, чтобы потом обо всем рассказать читателям. Обычно присутствие наблюдателя снижает градус насилия, но в этот раз вышло иначе: полицейский с криком "Пошел нахуй отсюда" ударил меня по ноге и отпихнул к толпе. Я попытался вернуться со словами "Я журналист" - тот крикнул "А мне похуй, что ты журналист!", схватил меня за руку и с чьей-то помощью закинул в автобус, в отсек, где сидят сами полицейские. Там он сначал меня пинать со словами "Мне похуй, журналист ты или кто", потом выхватил у меня удостоверение и начал пытаться порвать пластиковую карточку. Тут я вслепую набрал смски, отправил в твиттер - он заметил, что я пишу в телефон, выбил его, ногами перевернул меня на живот и встал на спину. Кто-то еще держал меня за ноги, а он попрыгал по моей спине (не очень высоко, автозак не позволяет развернуться). В общем, было больно - и обидно, что ему нельзя дать по морде в ответ. Увы.
В общем, через какое-то время он вышел, в атобус зашли другие полицейские, водителю крикнули "Поехали в Замоскворечье" - ну и поехали, собственно. Метров через 500 один из полицейских подобрал с пола удостоверение и спросил у остальных: "Ну чего, может выпустим журналиста?". "А вы мне назовете имя человека, который меня бил?" "А тебя кто-то бил?! - деланно удивился он. - "Клевета на полицию - уголовное преступление. Скажи спасибо, что мы тебя выпускаем".
Дальше я мрачно хромал по Садовому обратно к Триумфальной, чтобы найти знакомых и передать инфу в редакцию. "Неужели в такой толпе ни у кого нет телефона Кашина??" - с тоской думал я =)
В итоге телефон мне одолжила девушка Оля из журнала про моду, которую я видел два раза в жизни. Это ее номер дал Кашин, это ей вы все звонили с расспросами. Оля, спасибо тебе огромное)
***
Лично я отделался очень легко - хожу теперь в дурацком шейном корсете, как больной котик. "Вот с сексом вам придется подождать!" - сказала мне врач в одном из травмпунктов. Да мне его и так никто не предложит, пока я в этом дурацком скафандре хожу.)
Будем судиться с ГУВД - вряд ли этого человека найдут, но можно надеяться, что остальные станут себя вести хоть немного поспокойнее.
У меня тут родилось несколько мыслей по итогам всего происходящего - если вы до сюда дочитали, то почитайте еще немного, пожалуйста. Если что, это все мое личное мнение как человека, а не как сотрудника ИД Ъ.
1) Прежде всего, мне очень не нравится фраза "побили журналиста". Это пафосно звучит, но для журналиста это профессиональная травма (мне именно так и записали во всех справках). Я прочитал в сети, что руководство ГУВД уже принесло редакции извинения - но лучше бы они извинились перед теми людьми, которых по беспределу задерживали и так же били в автозаках. Их судьба, их травмы никого не интересуют - они ведь не журналисты, А это неправильно. Хватать, бить ногами нельзя ни только журналистов, но и обычных прохожих - да, даже протестующих. Насилие и спецприемы должны использоваться против реальных преступников - но не против мальчиков и девочек на площади, даже если они собрались без бумажки из мэрии. Это очень простая мысль, но полицейским, к сожалению, надо ее осознать. Хорошо, если они перестанут бить журналистов - но надо, чтобы они перестали бить всех остальных.
2) Сейчас рядовые сотрудники полиции действуют в условиях, которые изначально подразумевают отсутсвие какой-либо ответственности. Помните, президент Медведев обещал -- обещал! -- ввести некие бейджи с фотографией и ФИО для каждого сотрудника? В этом случае (как и во многих других) он своего слова не сдержал -- позже министр Нургалиев говорил только о нашивке с личным номером. Но и этого до сих пор не сделано! В результате я, например, помню только цвет волос, примерный возраст и небольшую родинку - да и то, может это просто грязь на лице была.
Вдогонку - десятки людей жалуются на избиения в автозаках, но полиция и суд говорят, что такого быть не может. Если вы в этом так уверены - поставьте в автозаки видеокамеры, пусть плохонькие и дешевые. Это сразу снимет 90% вопросов. Может и Мохнаткин сейчас был бы на свободе...
3) Теперь у "нашистов", "румоловцев", "мгеровцев" и даже у полицейских не будет любимого аргумента "оппозиционеры нарушают закон, они вышли на несанкционированную акцию, полиция была обязана их разогнать". Я уверен на 100% что у этих тысяч бандерлогов, которые вышли барабанить и славить Путина, не было разрешения на мероприятие. Наверняка они смогут, при необходимости, предъявить бумажку, выписанную задним числом - но все понимают, что они не могли за месяц подать заявку именно на 6 число, не бывает таких совпадений.
На мероприятиях оппозиции полицейские обычно кричат в мегафон "разойдитесь, вы мешаете проходу граждан" - ну так вот эта тысяча нашистов мешала проходу граждан больше, чем вся "Стратегия-31" за все время существования. Ну вот я, например, шел в травмпункт - и не смог пройти по прямой, неизвестные люди в зеленых жилетках меня не пускали, а полиция не вмешивалась. Ок.
4) Теперь можно абсолютно точно утверждать - на российском телевидении есть госцензура. Это, конечно, секрет Полишинеля, но раньше госпожа Потупчик постоянно утверждала - "нет никакой цензуры, всех ваших оппозиционеров крутят по радио и показывают на тв". Ну и что мы видим - в стране проходят крупнейшие за годы акции оппозиции, а каналы несколько дней ничего об этом не передают. Это невозможно - любое СМИ постарается получить и передать кадры об этом, просто для рейтинга, но не наши дорогие госканалы. Если же это не цензура, значит, телевизионные начальники настолько непрофессиональны, что акционеры должны потребовать их отставки - как минимум, за упущенную выгоду.
***
В очереди к травматологу я познакомился с отличным парнем - бывший офицер милиции, воевал в Чечне ("вот конкретно против отряда этих Кадыровых, которых теперь так задабривают"), теперь своя маленькая фирма по ремонту офисов и квартир. "Я пошел голосовать, а потом прочитал в Газете.ру, как на моем конкретном участке они раскрыли вброс - и никакой реакции властей. Ну я все, сразу завел себе твиттер этот, блог, все узнал и вышел на площадь. И завтра пойду и буду выходить дальше. Если честно, я не вижу альтернативы Путину сейчас, но они сами сделали все, чтобы люди против них поднялись".
***
Редакция запретила мне идти на субботний митинг, так что я не буду никого никуда призвать. Но, пожалуйста, будьте осторожны.
Еще огромное спасибо Олесе Шмагун из Известий - ее тоже затащили в автозак, больно ударили по ногам, увидели удостоверние и отпустили. В итоге Олеся героически ходила со мной по травмпунктам, была моей картой, телефоном и поддерживала разговоры о судьбах родины. Отдельное спасибо ребятам из юридический ассоциации "Агора" и лично Паше Чикову, который звонил мне из Казани и рассказывал, какие справки будут нужны для суда. Спасибо коллегам из Ъ, которые скинулись мне на ноутбук и телефон. Это настолько невероятно круто, что слов нет.
И спасибо всем, кто переживал за меня. Это правда очень крутой подарок - знать, что стольким людям до меня есть дело. Я попробую всем ответить на письма, реплаи, сообщения в ФБ и ВК, насколько это возможно. И еще у меня потерялась куча смсок, так что если не получили ответа - это я не со зла.