Хорошее кино: "Настоящий детектив" и "Ганнибал"

Jun 05, 2014 18:44

Поговорим о зрелищах.



Из всего спектра сериальных (да и кино-, в общем-то) жанров предпочитаю детективы, желательно британские. С фильмами в этом отношении везет больше - то и дело проскакивает какая-то милая сердцу новинка о маньяках или ритуальных убийствах. С сериалами хуже: в юности по телевизору с подозрительной регулярностью крутили если не "Чисто английские убийства", то уж наверняка какого-нибудь Пуаро или Мисс Марпл, в которых я, даже пересматривая и перечитывая по многу раз, все равно рано или поздно забывала убийцу - так что было всегда интересно. Всякие безразмерные полицейские серии вроде "CSI" и "Костей" в конце концов надоели, а многообещающее начинание нескольколетней давности "Happy Town" уродливо сдулось, не добрав рейтингов для второго сезона и предательски запортив вынужденую концовку.

С прошлого сезона мода на хороший детективный жанр, видимо, начала возвращаться, так как сразу два отличных проекта встряхнули инфополе и обросли внушительными фанбазами. Это, разумеется, "Настоящий детектив" и "Ганнибал". Оба - с завидными рейтингами и хорошими, хотя и непредсказуемыми заделами на второй сезон. И, при некоторой схожести замыслов - каждый со своими индивидуальными достоинствами.

Собственно детективная составляющая обоих сериалов, как ни странно, далеко не главная, хотя за ходом расследования следить интересно. В "Детективе" подкупающую мистическо-ритуальную составляющую сценаристы все-таки запороли в самом конце, так что дело-то раскрыто, а вопросов по сюжету остается порядочно. В "Ганнибале" и вовсе главный злодей известен каждому, а режиссер на всякий случай не забывает на это намекать совсем непрозрачной последовательной склейкой мест преступления и кулинарных сцен. Фоновые локальные убийства отдельных серий не в счет - они щелкаются за 10 минут экранного времени и интересны исключительно визуально. Поэтому акцент в сериалах закономерно смещен в пользу раскрытия психологических портретов и взаимоотношений главных героев - коллег по работе, супругов, начальника и подчиненного, врача и пациента.

Конечно, актеры, выполняющие эту непростую профессиональную задачу - далеко не среднестатистического сериального уровня. В "Настоящием детективе" повествование ведут свежий оскаровский лауреат Мэтью МакКонахи и дважды номинант Вуди Харрельсон, заодно помогавшие продюссировать все это мероприятие. МакКонахи неузнаваемо изменился со времени своих ослепительно-гламурных героев середины двухтысячных: похудел, посерьезнел и уверенно метит отменным выбором новых ролей в обласканную критиками драматическую нишу Кристиана Бэйла. Оскар за "Даллаский клуб покупателей" ему достался более чем заслуженно, и судя по всему, это только начало. Персонаж Мэтью - тот самый "true detective" Расти Коул, настолько же умный и проницательный, насколько и преданный своему делу; при этом относящийся к тому разряду мужчин, которые привлекают любую женщину, но которого не пожелаешь даже самой невыносимой. Харрельсон, при своей грубой техасской внешности очень пластичен в игре, даже если для этого придется переодеваться женщиной; чтобы вернуться после подобных экспериментов к прогнозируему амплуа хмурого и очень простого американца, актеру нужна немалая самоирония. Впрочем, как с обиженным надуванием губок, так и с драматическими кульминациями он справляется блестяще. На фоне столь специфичного, но блестящего актерского дуэта уже не вызывают вопросов менее удачные второстепенные персонажи - не очень раздражает даже Мишель Монахан, представленая в обычной для себя роли настоящей-женщины-которую-так-и-хочется-задушить.



Интрига "Ганнибала" сосредоточена вокруг ментального противостояния собственно Ганнибала Лектера, в данной версии - известного психотерапевта, и его пациента, точнее, подопытного - работающего на ФБР эксперта по мышлению серийных убийц Уилла Грэма. Невозмутимый и неуловимый Лектер великолепно воплощен лауреатом Каннского фестиваля, датчанином Мадсом Миккельсеном; в паре с ним столь же блестяще работает талантливый британец Хью Дэнси, при достойной фильмографии только сейчас запоминающийся нашему зрителю. Роль Дэнси осложнена психической неустойчивостью и эмпатией его героя, способного проникать в мышление преступника, но с трудом сохраняющего при этом собственную идентичность. Однако насыщенная разнообразными эмоциональными оттенками игра британца достойна величайшей похвалы, вне зависимости от того, исполняет ли он очередной припадок персонажа или же заглядывает в душу своей недостижимой возлюбленной (и заодно чувствительных зрительниц) огромными глазами, полными прямо-таки собачьей верности. К главным персонажам прилагаются приятные бонусы от талантливых актеров-ремесленников вроде Лоуренса Фишборна или Джиллиан Андерсон, чьи самые культовые роли, возможно, уже остались далеко позади.



Зрители могли оценить общность визуального ряда обоих сериалов - фантастически зрелищно обставленные сцены убийств, распятия, оленьи рога и круги на полях, где жертвы полностью обезличиваются в пользу символического ряда декорации. "Ганнибала" лучше всего смотреть вечером, в спокойной обстановке и в хороших наушниках - тогда можно полностью оценить красоту картинки и качество звукового оформления. Сюжетное действие при этом местами чудовищно затягивается - пока мы рассматриваем особо симпатичный кадр и думаем, раскусит ли тот или иной персонаж очередное лукавство в свой адрес. Впрочем, развязка начинает резко концентрировать события в последних двух сериях, выливаясь в самую обидную, но потому цепляющую концовку - после такого проигнорировать второй сезон просто преступно.



Более загадочно продолжение "Настоящего детектива" - с предыдущими персонажами, кажется, продолжать сериал уже невозможно, а найти замену Расти Коулу будет непросто. Поговаривают, будет совершенно новая история с большим количеством персонажей; остается надеяться, что у сценаристов изначально был конкретный план на этот счет.

В целом, конечно, следует заметить, что сериалов такого уровня в наше время очень немного. Среди расслабляющих двадцатипятиминуток "под кофе", вроде "Теории большого взрыва", и нескончаемых однотипных лостфильмовских фабул встретить историю с полноценным интеллектуальным и психологическим наполнением очень приятно. Любителям игр разума, актерской драмы и идеальной симметрии кадра "Настоящего детектива" и "Ганнибала" нужно смотреть обязательно. И разумеется, уповать на достойное продолжение.


cinema, art, рецензии

Previous post Next post
Up