Всю жизнь терпеть не могла комиксы. Не те, конечно, смешные зарисовки на одну-три картинки, которые здорово подымают настроение на весь день, а профессиональные толстые издания про супергероев, сражающихся с суперзлодеями. Во многом из-за прорисовки, стиль которой сразу пришелся не по душе, но и сюжетный смысл оставался непонятен. Увлечение невероятными персонажами, которые одним пальцем способны спасти мир от очередного захвата злым сумасшедшим гением, представлялось мне столь же наивным, как и махание на полигоне деревянным мечом в плаще из занавески. Контраст между воображаемым героем и отыгрывающим его прыщавым любителем дешевого пива Петей все равно оставался слишком очевидным. (Я даже в шутку говорила, что когда брошу работу и свою специальность, начну рисовать комиксы, но в условиях быстрой материализации мыслей с такими заявлениями следует быть поосторожнее, а то даже такие хиханьки имеют тенденцию к воплощению))
Наверное, все начало меняться после собственного увлечения ролевыми играми, правда, все же разговорным жанром. Но принцип один: если твой персонаж разыгран от души, если ты вкладываешь в него свое альтер эго, наделяешь его качествами, которые в тебе пока еще дремлют, и позволяешь ему поступать так, как сам бы поступил, развив эти качества, в один прекрасный момент происходит удивительная вещь. Вы взаимопроникаете: вы начинаете мыслить одинаково, действовать согласно глубочайшим внутренним инстинктам, верить в свои силы и возможности и выпутываться из самых сложных ситуаций. Если отдать персонажу душу, он отдаст тебе свой опыт, который ты сможешь применить в своей жизненной реальности. В этом отношении, наверное, именно разговорная ролевка дает наибольший полет фантазии, и хоть и лишена полезного компонента физической тренировки, но умственную нагрузку предоставляет в избытке. Тренироваться при желании можно ведь и в спортзале, никто не запрещает.
Полтора года назад какая-то неведомая сила вложила в руки мне, ярому противнику комикса как жанра, русское издание "Особо опасного". Сам комикс, к слову, мне не очень понравился по сравнению с фильмом: в последнем, конечно, вырезали основную фишку сюжета (что наверняка должно было возмутить поклонников так же, как подмена стинговского типажа Киану Ривзом в "Константине"), но более чем убедительно раскрыли реалистичную линию становления героя из полного неудачника. Однако самое интересное содержалось в конце книжечки: после самого комикса рассказывалось отдельно о разработке персонажей и детальной работе над деталями и архитектоническим построением отдельных моментов сюжета. И вот тут-то меня проняло не на шутку. Оказывается, комикс требует такой же серьезной постановочной и монтажной работы, как и фильм, в нем разрабатывается каждая деталь интерьера, местоположение той или иной картинки на странице, их количество и соотношение, выбор ракурса и многое другое. То есть по сути, комикс - это полноценное кино в картинках, и относиться к его прочтению следует так же, как и к просмотру фильма, а к проработке - уж тем более.
И вот вчера, после просмотра нового Нолановского "Темного рыцаря", наверное, лучшего коммерческого фильма последних нескольких лет, ибо в нем талантливо, гармонично и в равных пропорциях нашлось место и экшену, и приключению, и психологическому портрету каждого из персонажей, я поняла суть второй и главной стороны комикса - идеологической, благо, внимание на ней концентрировалось режиссером не один раз. Бэтмен для Готема - всего лишь символ, надежда на спасение, а ведь самим анонимным героем мог стать кто угодно, кто не побоялся взять на себя эту тяжелую ответственность. Комикс - уникальный жанр: он направлен на мотивацию, он учит моральной ответственности за свои действия, от которых зависит судьба других людей, он описывает возможности становления и развития для каждого человека, поставившего перед собой цель; в конце концов, он показывает, что каждый из нас, без исключения, может стать героем - как минимум, для себя, как максимум, для всего мира. Нужно только действительно этого захотеть и не побояться применить свой талант, каков бы он ни был, и направить его на служение человечеству. И это прекрасно.