Когда этот фильм только вышел, я, прочтя аннотацию и посмотрев кто режиссер, решил, что фильм смотреть не буду никогда, ну и забыл о нем почти на десять лет. Почему? Ну просто я как-то устал от всяческого дерьма, что льется на дорогие мне темы, тем более, когда это еще и объявляется фантасмагорией. Но оказался не прав. Фильм хороший.
Еще один в моем ряду странных картин, вроде "Брата", "Мусорщика", "Антиклиллера", ну или там "Острова", которые для меня объединяет то, что через них вдруг время начинает с тобой разговаривать. Ну и вообще все как-то мистическим образом совпадает с реальностью. Вот, например фильм начинается с кабинета Гроссу:
Но почти точно такой кабинет был у моей тети, Татьяны Дмитриевны. А потом показывают Кишинев, каким еще я его помню. Как-то в День Победы с отцом шли от мемориала на Ленина к бабушке, так же как в фильме на улицах были накрыты столы, все гуляли и веселились. И такое у меня было бесконечное ощущение счастья и полноты в тот момент.. Забыл уже совсем об это, а фильм, вот, напомнил
Дальше из КИшинева действие переносится на берег Днестра, прямо в окрестности Коржево, где теперь дача у родителей. Купить которую, кстати, мне пришла идея после просмотра другого фильма, правда уже
американского. Но и этого мало, Кеосаян снимает ровно в моих любимых местах на обрыве. Там, где каждый раз прошу батю остановиться, когда проезжаем мимо.
Мне сложно бывает судить кто и что больше хотел сказать в кино: сценарист или режиссер. Итог, он чей? Это сценарист хотел выразить воспоминания детства, или Кеосаян? И хотел ли кто-то из них в принципе какую-то гадость о советском периоде рассказать? Не знаю, но "гадостей" не вижу. Вижу сказку. Почти классическую, волшебную, по Проппу: с прохождением испытаний, с чудесами и потерями, со "счастливым" концом, который на самом деле едва ли можно таким назвать.
Брежнев и королева Елизовета. Встреча на молдавской земле
Получился реквием по мечте, по детству, по родине, по людям. Ну и очень все узнаваемо. Авторы так и хотели?
Брежнев и цыганский барон
Ведь даже "ужасные" советские руководители показаны очень человечными что-ли.
Кортеж Брежнева и цыгане
Они еще не стали "другими", это еще их народ, да и сами они плоть от плоти его.
Руководство МССР и народ
Все еще. Вот смотрел на это и вспомнил еще одно семейное предание, о том как дед, столбовой дворянин вообще-то,
объяснял индусам, чем советские люди отличаются от "цивилизованных", и что пока они на молдавской земле, то либо будут есть за одним столом с крестьянами, либо не будут есть вообще.
Дед, научные сотрудники и работники колхоза на внедрении новых методов защиты растений
А еще “Заяц над бездной” фильм - красивый и о красивом.
Свадьба Брежнева и королевы Англии в цыганском таборе
С чудесной музыкой:
Его можно использовать для туристической рекламы Молдавии:
И молдаванок:
В общем, всем любителям прекрасного рекомендую. И, особенно, поколениям, выросшим в советской Молдавии. Ну просто чтобы вспомнить как оно было. Ну а молодым, чтобы визуализировать карго-культ советского во что-то не только красивое, но еще и по духу похожее на настоящее. Авторам большое спасибо.
"молодые" и Барон
Киноляпы
- В эпизоде разговора с Бароном Брежнев подписывается как Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР, хотя во вторую должность он вступил лишь в 1977 г., то есть спустя 6 лет после изображаемых в фильме событий.
- Семён Кузьмич Гроссу, которого играет Ю.Стоянов, должность первого секретаря ЦК КП Молдавии займет только в 1980 году.
- Производство ЗИЛ-4104 , фигурирующего в картине, началось на пять лет позже после описываемых событий.
- На кителе Л.И.Брежнева - орден "Победа". Фактически, награда была вручена 20 февраля 1978 года.
А вот и мои "зайцы" стоят у "края" во все тех же местах: