Леонид Борисович Вишняцкий. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества

Jun 09, 2015 12:23




Книга посвящена неандертальцам, которые, после наших непосредственных предков - кроманьонцев, наиболее изученный вид ископаемых людей. В последние годы, благодаря междисциплинарным исследованиям, удалось узнать много нового, но за более чем полуторавековую историю изучения тема неандертальцев обросла таким большим количеством мифов и заблуждений, что разобраться, где правда, а где вымысел, стало непросто.



Неандерталец. Реконструкция внешнего вида
Собственно, попытке отделить одно от другого и посвящена книга Вишняцкого. Ее можно разделить на две составляющие: в первой, кратко, но с источниками, делается обзор реального текущего положения вещей в «неандерталоведении», а во-второй, - разбор и развенчание «устоявшихся» мифов. Многие мифы я считал само собой разумеющимися, так как их неоднократно упоминали вроде бы признанные авторитеты, но жизнь оказалась и интереснее, и в чем-то проще, и, одновременно, богаче.



«Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» написана простым, легким, но содержательным языком. Читается увлекательно. При этом в тексте сохранена доказательность утверждений и проверяемость аргументов, которые помножены на исследовательскую корректность. Даже когда автору какая-то гипотеза очень нравится, и это чувствуется, но доказательств ее нет, а, возможно, и есть доказательства обратного, то пусть и не без грусти, но автор об этом прямо заявляет. В научпопе такое сочетание встречаешь редко. Текст, с одной стороны, будет понятен даже совсем «новичкам» в теме, а с другой, и для многих «профи» окажется полезен. Они откроют для себя много нового.



Неандерталец. Реконструкция внешнего вида
Почему автору веришь? Не только из-за того, что он профессиональный археолог, д.и.н., ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Не только из-за аккуратной работы с фактами и источниками. Но еще и потому, что он в неандертальцев «влюблен», и каждое признание их «неисключительности» дается ему с трудом, и он, как Аристотель, вынужден идти против «Платона» ради истины.

Единственная тема, вызвавшая у меня вопросы, была тема огня. Как-то странно звучат сомнения в умении его «добывать искусственно» для культуры, которая занималась изменением химических свойств веществ, жила в холодном климате и обладала развитыми технологиями обработки камня. Ну и за культ медведя обидно. А как же айны? Но, увы, возражения автора очень убедительны, и это как раз тот случай, когда и автору очень хотелось бы, чтобы культ медведя был, но факты говорят об обратном.

В общем, всем, кому тема доисторических культур интересна, прочесть стоит.

Немного в стороне от основного повествования упоминается история с античной девочкой, которая рисовала изумительные картины:

«Хамфри привел весьма остроумную аргументацию в пользу того, что общепризнанные шедевры палеолитического искусства, такие, как росписи в пещерах Шовэ и Ляско, нельзя считать доказательством наличия у их создателей развитого мышления и языка.



Доисторические изображения бизонов из пещер
Более того, предположил он, эти росписи могут свидетельствовать скорее об обратном, то есть об интеллектуальной неполноценности первых художников. Отправной точкой для рассуждений Хамфри послужил анализ опубликованных около четверти века назад рисунков английской девочки Нади, страдавшей аутизмом. Несмотря на то, что физически, психически и интеллектуально Надя значительно отставала от сверстников, была неспособна к сколько-нибудь нормальному общению и совсем не могла разговаривать (первые несколько слов она освоила, когда ей было шесть лет), рисунки, созданные ею в возрасте от трёх до шести лет, обладают рядом замечательных качеств. Для многих из них характерно правильное построение перспективы и абсолютная реалистичность изображений, что особенно интересно, если учесть, что рисованию Надю никто не учил, и что рисункам нормально развивающихся детей того же возраста оба этих качества совершенно не свойственны. Своей натуралистичностью, а зачастую и сюжетами, многие рисунки Нади удивительно напоминают широко известные произведения пещерной живописи, например, бизона из Шовэ или лошадей из этой же пещеры, а также из Ляско».

Отрывок из книги: Леонид Борисович Вишняцкий. «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества».

Подробнее тему феномена Нади я рассмотрю отдельно, а книгу к прочтению рекомендую.

Книги, Юнатам, Культурный контекст, История

Previous post Next post
Up