В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
Саша Черный - Из Флоренции
(
первая часть)
Повторюсь, Флоренция удивила цветовой гаммой, архитектурной сдержанностью и отсутствием дизайнерского шика, присущего Италии. Уже потом, в деревенской Тоскане, вспомнился есть там фрагмент, ближе к концу, который очень хорошо передает ощущение от Флоренции:
You can watch this video on www.livejournal.com
Ридл Скотт. «Хороший год» (англ. A Good Year). 2006
Так вот, Флоренция, в свое время, выбрала пожизненное партнерство. И мне кажется, Савонарола сделал последнюю попытку вырваться из мира "партнерства":
Николай Гумилёв - Флоренция
О сердце, ты неблагодарно!
Тебе - и розовый миндаль,
И горы, вставшие над Арно,
И запах трав, и в блеске даль.
Но, тайновидец дней минувших,
Твой взор мучительно следит
Ряды в бездонном потонувших,
Тебе завещанных обид.
Тебе нужны слова иные.
Иная, страшная пора.
…Вот грозно стала Синьория,
И перед нею два костра.
Один, как шкура леопарда,
Разнообразен, вечно нов.
Там гибнет «Леда» Леонардо
Средь благовоний и шелков.
Другой, зловещий и тяжелый,
Как подобравшийся дракон,
Шипит: «Вотще Савонароллой
Мой дом державный потрясен».
Они ликуют, эти звери,
А между них, потупя взгляд,
Изгнанник бедный, Алигьери,
Стопой неспешной сходит в Ад.
На Piazza della Signoria, кстати, отмечено место, где пылали костры.
Ну и там же, на площади, еще одна иллюстрация моей аллюзии на "Хороший год": Давид, копия, оригинал надежно "скрыт в хранилище":
Кстати, выглядит статуя и правда сильно пропорциональнее, чем в Пушкинском.
Церкви Флоренции так же напоминают дорогие копии, внутри они больше похожи на музеи. Попался только один "оригинал". Им оказалась Базилика ди Сан-Миниато:
Базилика ди Сан-Миниато внутри
You can watch this video on www.livejournal.com
Базилика ди Сан-Миниато во время службы
Там даже шла служба, но кроме нескольких отчаянных туристов и монахов, как это видно на видео, больше никого не было. От базилики открывается прекрасный вид на город:
Так что туда и на площадь Микеланджело обязательно стоит сходить. Причем именно сходить, бо пеший путь сам по себе красив, не типичен для Флоренции. С интересными промежуточными точками. Например, Giardino delle Rose, откуда не только вид, но и бесплатный Wi-Fi со скамеечками.
А на обратном пути можно перекусить в I Bastioni di San Niccolò, где опять же и Wi-fi, и вкусная пицца. Потом можно спуститься до Арно, и пройти вдоль реки до Ponte alla Carraia, где в Gelateria La Carraia в качестве десерта съесть очень вкусное мороженное. Жили мы рядом с Piazza di Santa Croce:
куда стоит приходить в любое время суток, но особенно ночью:
Когда схлыневает волна туристов и можно постоять с Данте и львами:
И не только потому, что красиво, но и чтобы почту проверить, там тоже бесплатный Wi-fi. Во Флоренции вообще много мест с публичным бесплатным интернетом. Есть туристические схемки с отмеченными поинтами, но и без этого почти в любом туристическом месте можно поймать сигнал. Очень удобно быть на связи, хотя качество сигнала на уровне 3g московского.
Наверное, Флоренция - рай для посетителей музеев, я же, гуляя, все время в мыслях возвращался к ощущению из фильма “Хороших год” и странной судьбе этого города. Ведь даже если взять его расцвет в эпоху возрождения, то вот почему, например, венецианские художники были в основном примерными семьянинами, а флорентийские практиковали все перверсии, которые только были, как так? Оба города торговые, оба богатые, на подъеме, почему такая разница во всем? И это при том, что Венеция считалась развратной.
Арно не впечатлила. Это не Волга, не Нева и даже не Москва река. Другой масштаб. Другое все. В общем, подытоживая, Флоренция осталась для меня загадкой. Город я не понял, не прочувствовал, хотя впечатления и остались приятные. Какие-то такие:
You can watch this video on www.livejournal.com
Patricia Kaas - Le Mot De Passe - Et Je M'en Veux
Алексей Сурков - Флоренция
Каррарского мрамора белые блоки.
И мышцы в намеке, и лица в намеке.
Мятежная сила невольников Рима
Рождается в камне, могуча и зрима.
По воле резца непонятной, чудесной
Молчанье гремит торжествующей песней.
Гимн варварской мощи, дерзанью, работе
Поет Микельанджело Буонаротти.
У белого камня, у мраморной груды
Стоим, созерцая великое чудо.
И видим, как времени власть побеждая,
Ликуя в экстазе, любя и страдая,
Сквозь годы исканий, сквозь путы сомнений
Из холода глыб прорывается гений.