Джека Лондона не читал со школьных времен. Да я вообще много чего не читал, может потому образ Мартина Идена и оказался мне так близок и понятен. В роли “моряка” в “приличном доме” выступаю регулярно, минимум раз в десять лет, с кратким последующим пробегом по сюжету “Мартина Идена”, пусть и в сильно упрощенной форме. Первый раз подобное со мной случилось в третьем классе, когда я из вполне себе “элитарной” школы перешел в спортивную. Где, пока экспресс-курсом не освоил тонкости обсценной лексики, в течение примерно полугода с трудом понимал о чем говорят одноклассники, особенно во время игры в футбол. После, мне, жизнерадостному балбесу из спортшколы, казались изысканными хипповые барышни: стихи, фенечки, непонятные книги и непременные страдания с легким флером сексуальной раскрепощенности. Все это выглядело таким романтичным, и чтоб девочки обратили на меня внимание, стал читать и цитировать Блейка, Хименеса и Рильке. Зафанател от Джима Моррисона, выучив практически все его песни наизусть. Попутно увлекся японской поэзией, сам начал писать танка и даже был напечатан в каком-то самиздатовском сборнике :). С тех времен в книжном шкафу образовалась целая полка со всем этим делом:
Забавно, но в институте я попал в инверсию школьных проблем с пониманием. Вновь однокурсники использовали непонятный мне язык, особенно на лекциях по физике и с математикой. Все слова вроде были понятны сами по себе, а вот вместе... А они же не просто так говорили, они еще так и думали, и задачи решали. Эти юные выпускники спец. школ казались полубогами. Дело дошло до того, что когда после первой сессии приехал к родителям, мать натурально испугалась, что сынок свихнулся, видя как я, упиваясь возможностью ни о чем не думать, просто лежал и смотрел в потолок целыми днями.
К концу же института осознал, что преподаватели сами теперь с трудом понимают о чем мы говорим, а при подготовке диплома больше всего времени отнимала верстка текста. Поэтому, вместо книг по мат. моделированию нейронных сетей, я перешел на чтение «деловых журналов» с прочей «бизнес» литературой, мечтая разбогатеть на доткомах и судя о “жизни” по программе «Итоги». Много чего еще было после: и кризисы были
И вопросы мучили: «Но ведь работа-то уже была сделана?».
Но в том, видимо, и преимущество посредственностей, мы - живучие, так что ни знакомство с «риал-политик», ни знакомство с «риал-лайф» / «риал-пипл» не сподвигли к суициду. По крайней мере в буквальной форме. Хотя может тут все дело в принадлежности к поколению духлесс?
Мертвец не может себя убить, он уже мертв. Но как бы там ни было, я выжил, и вот на сороковом году жизни с интересом читаю Джека Лондона. И чем дальше, тем больше меня мучит вопрос: а как подобные книги вообще можно читать без жизненного опыта (о чем, кстати, в Мартине Идене прекрасно сказано)? Это же как с танго. До 30-ти, о чем тебе его танцевать? Вот что Шекспир или Пушкин для 20-ти летних? Сюжеты? Предощущения? Гимнастика ума? Инициация? Нашивки культурности?
Хоть и Джек Лондон всячески отнекивался, но мне кажется, что он все свои книги писал о себе, а Мартина Идена - особенно. И если отложить в сторону несколько картонный сюжет, то книга полна и мыслей, и горького опыта, и зеркал, в которые глядеть совсем как-то не хочется.
Фильмов по Мартину Идену мало, но сценарий одного из
первых написал Владимир Маяковский. Более того, он же сыграл и главного героя.
К сожалению, фильм не сохранился, но сдается мне, что и Маяковский, писал и играл больше себя, чем книжный образ.
И вообще, для того, чтобы понять случившееся с Маяковским, Фадеевым, ну или Джимом Моррисоном стоит почитать Джека Лондона вообще, и Мартена Идена, в частности. Не буквально, конечно, но общая схема проблемы дана наглядно.
Ну и конечно узнаваемо и выпукло показан «свет», то, что сейчас известно как «рассерженные горожане» и «креативное меньшинство». Вот прям хошь Чулпан Хаматова, хошь украинский клоун
Зеленский, хошь лошадиное альтер эго Михалкова, да и сам Бесогон до кучи, вместе с «глубоким» братом,
“Масштаб мысли” которого “не устает потрясать...” и прочей «культурной элитой». А после
открытых писем и ток-шоу, описанное в книге, кажется во многом сглаженным, и даже приукрашенным.
Как-то так. Читать как юннатам, так и тем «кому за...». Причем не важно читалась ли книга ранее. Для тех «кому за...» оно даже полезнее будет, и во многом понятнее, если вы конечно не из креативных... Этим лучше сразу Сартра и Коэльое, причем желательно в виде инфографики и в фейсбуке.
Ну, чтоб репостить было удобнее и все такое.