Франко Дзеффирелли. "Гамлет" (1990)

Oct 09, 2014 14:54

Размышляя какого Гамлета в этот раз посмотреть, выбирал между классикой, во всех отношениях, и неоклассикой, в лучшем смысле этого слова. По крайней мере так мне на тот момент казалось. Дзеффирелли против Брэны. Четыре часа против двух. Безумный Макс против Шекспира...




Я поставил на Безумного Макса и проиграл:





"Гамлет" Дзеффирелли оставил странное впечатление. Не тронул совсем. Словно глянцевый журнал полистал: качественно, ярко, цитаты из классика и ... пустота. По своему, это даже талантливо, это как в домашних условиях приготовить доширак из натуральных ингредиентов. Посмотрел историю фильма - он собрал хорошую кассу, критики, в целом, одобрили, поклонницы Гибсона были в восторге.



А смотреть скучно.

Повествование рваное, кто не читал, тому понять отчего с «Гамлетом» все так "носятся", будет сложно. Словно из пьесы экшен оставили, а всякие там «размышления» изъяли, вынужденно сохранив лишь «знаковые» монологи, которые, правда, на фоне экшена смотрятся словно рассуждения Кончаловского об упадке культуры после просмотра его "Щелкунчика". Вот вроде говорит много, правильно и “глубоко”, но как-то в реальной жизни одно с другим не уживается. Либо “Гламур”, либо культура, либо снимать “Щелкунчик”, либо упадок нравов обличать. А иначе даже Шекспир превращается в: “Слова, слова, слова... “

Гибсон - Гамлет?

Результат похож на экранизацию комикса:



И если Гамлет в комиксе - это для вас нормально, то и фильм понравится. Обратное - верно.

Мэл Гибсон и встреча с Призраком:



Размышления о мести и сомнения:











Ну и, в целом, много странного в образах героев.

Офелия?



Ее часто ругают в критике. Она, и правда, довольно необычно выглядит. Только, мне кажется, это вопрос не к актрисе, а к режиссеру. Хелена Картер хорошо сыграла несчастную девочку:



Правда, не очень понятно отчего сошедшую с ума.



Её Офелия чудная, немного забитая:



Простоватая:



Неустроенная и несчастная:



Создается впечатление, что любить она не может. То ли от того, что не знает как, то ли просто не способна:



Природное в ней временами кажется сильнее человеческого:



И одновременно она выглядит украдкой “считающей варианты”:







Возможно ее безумие как раз и объясняется конфликтом человеческого и природного, но по фильму складывается впечатление, что она становится безумной только от того, что у Шекспира так. А других причин, без знания оригинала, вроде как и нет. Внешне подобный типаж скорее ожидаешь увидеть в фильме ужасов, вроде “Ребёнок Розмари” или вариаций “Омэна”, но не как Офелию из “Гамлета”:



Что же до “жизни”, то регулярно наблюдаю таких “Офелий”, их много в больших городах. И они и правда сходят с ума, но не так:



Безумие безумию ведь тоже рознь. Вариант, показанный в фильме, сыгран, как мне показалось, даже излишне натуралистично. При просмотре создается впечатление, что и окружающим Картер актерам от такой игры становится не по себе:



Но при чем тут “Гамлет” и Шекспир?

Гертруда?

Вроде все в ней хорошо, но не трогает (подробнее о Гертруде можно прочесть в посте о костюмах):



В фильме, почти как в "Бумере", - никого не жалко, даже Офелию. Убили Гамлета, ну и фиг сним... Клавдий, Лаэрт:



Горацио... Словно колумнисты из журнала Сноб. Даже раздражение, и то не всегда могут вызвать. Скорее ощущение неловкости когда замечаешь их присутствие. Вот что офигительно в фильме - так это костюмы, но если вы не фанат вопроса, то стоит ли смотреть “Гамлета” только ради этого? Подробнее о костюмах, кому тема интересна, рекомендую почитать отдельно. Оно того стоит.

В общем, действие происходит как-то отстраненно от зрителя, словно в аквариуме. Отчего и трогает, на мой взгляд, не больше, чем наблюдение за жизнью рыб. Дзеффирелли похож на талантливого иллюстратора, который оформил книгу не читая ее целиком. Единственная зацепившая актерская работа - это призрак отца Гамлета в исполнении Скофилда.



Вот это - да, и сыграно, и трогает, и веришь:



Что, впрочем, и не удивительно:



Так стоит ли смотреть вообще? Если бы меня просили рекомендовать какого “Гамлета” смотреть, то этого бы точно не порекомендовал. Мне фильм Дзеффирелли напомнил “ Макбета” Полански. Все по отдельности вроде как у Шекспира, а в целом выходит что-то сильно иное. Хотя Полански все же цепляет, хоть и инфернальностью. "Гамлет" же - обезжиренный, без сахара, но с усиленным вкусом продукт, приятного цвета и в модной упаковке, обеспечивающей долгий срок хранения. Кому-то такое нравится, мне - нет.

Как-то так

Шекспир, Культурный контекст, Кино

Previous post Next post
Up