2.2 Источники
Допустим, вы определились не только с темой, но и с “параметрами” работы. Пора собирать материал, на основе которого вам предстоит писать. Грубо, все источники делятся на первичные и вторичные. Первичными источниками являются те, что описывают предмет исследования, а вторичными, те, что исследованию этого предмета посвящены.
Рассмотрим пример. Допустим, тема работы звучит как «Экономические воззрения Адама Смита», тогда первичными источниками будут книги
Адама Смита, а книги об Адаме Смите будут вторичными источниками или критической литературой. Другой пример. Пусть работа посвящена анализу выступления президента. Тогда, первичным источником а данном случае может являться только официальная государственная публикация текста выступления. И даже публикация стенограммы этой речи в прессе может оказаться вторичным источником, если невозможно гарантировать, что в редакции не вносили изменения в текст, не редактировали, и не подвергали его цензуре. Ну а все остальные публикации и высказывания по поводу речи президента будут вторичными источниками.
Что важно помнить при работе с первичными источниками:
1. Первоисточником считается первоиздание или
академическое издание текста.
2. Перевод, в строго научном смысле, источником не является. Его можно использовать в крайнем случае, чтобы хоть как-то достичь желаемой цели, если иначе нельзя.
3.
Антология - не источник. Это сделанная кем-то и с какой-то целью выборка из источников, пригодная в качестве первого приближения к теме.
4. Пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, не являются первичными источниками.
И общее правило: внутри границ, обусловленных предметом исследования, источники должны быть только первичными.
Правила при работе со вторичными источниками:
1. Критически важные для работы факты из вторичных источников обязательно надо проверять по первичным. Да, есть вторичные источники, которым можно верить как первичным, но все равно и их нужно проверять. Очень обидно бывает, когда начинаешь использовать идеи из вторичных источников не проверив их, а в середине работы понимаешь, что факты не подтверждаются и все надо переделывать.
2. Если первичный и вторичный источники противоречат друг другу, то предпочтение должно отдаваться первичному, но иногда имеет смысл проверить и первичный (по другим первичным). Бывает всякое. Но тем не менее первичные источники на то и первичные, чтобы им верили.
3. Особенно внимательно надо подходить к цитатам из первичных источников, приводимых во вторичных. Без проверки их не стоит использовать.
2.3 Как работать с источниками
Умберто Эко описывает опыт работы с “бумажными” источниками в библиотеках. Напомню, книга вышла в 77-ом году. Сейчас, благодаря интернету и “цифре”, работа, с одной стороны, технически упростилась, а с другой, принципиально осталась такой же, как и раньше. Поэтому рекомендую вдумчиво прочесть разделы “III.2.1. Как работать в библиотеке“ и “III.2.4. Опыт поиска в городской библиотеке” в книге. Адаптация же “бумажных” методов работы к “цифровым” - это отдельная достаточно объемная тема. Главное, повторюсь, принципиально ничего не меняется. Просто появляются новые инструменты для работы. Но, предположим, тем или иным образом вы нашли где-то ссылки на нужные вам источники. Что делать дальше?
Сначала надо составить список этих источников, распределить их по типам и темам. Когда речь идет об одном-двух источниках, то кажется, что все уместится в голове и можно переходить к следующему шагу, но это только так кажется. Если вы постоянно над чем-то работаете, то очень быстро одна-две книги превратятся в пять-десять, потом двадцать-тридцать, и скоро вы столкнетесь с тем, что точно помните о наличии нужной информации, но не помните где она и как ее искать.
Для того, чтобы избегать подобных сложностей, надо формировать свой рабочий библиографический каталог как можно раньше, а дальше только улучшать его и расширять. Чтобы это было возможно, надо научиться правильно описывать и обрабатывать источники. Начнем с описания.
В книге Умберто Эко приводит технологию бумажной обработки. Но, повторюсь, принципиально она от электронной ничем не отличается. Существуют специальные информационные системы для работы с источниками. К сожалению, все, что я знаю, - западные, имеющие сложности при работе с русскоязычной периодикой, но пользоваться ими все равно можно. Я исторически использую
Papers, есть плагин к Google Docs
EasyBib, вроде бы дающий похожую функциональность. Но общие правила едины для любых способов работы с источниками. Умберто Эко предлагает такой подход:
1. Сначала составляется черновой список источников, желательно сразу помечать что и в каком контексте найдено. Например, в тексте вы увидели ссылку на подтверждающий документ. Так вот, в списке надо зафиксировать не только ссылку на документ, но и то, из какого текста и по какому поводу на этот документ дается ссылка. В дальнейшем это сильно поможет в работе и сбережет много времени.
2. По полученному списку находим сами источники. Если что-то не найдено, то помечаем в предварительном списке. Возможно, их удастся найти позже или обойтись без них. Важное правило: нельзя использовать в работе ссылки на источники, которых нет в наличии.
3. По найденным источникам заполняем учетную карточку, чтобы в дальнейшем было легко найти или сослаться на источник. К учетной карточке добавляем короткую аннотацию содержимого. Важно добавить свою аннотацию, а не использовать сделанную кем-то. Задача аннотации - быстро напомнить о чем источник и для чего он может быть использован. На этапе первоначальной обработки копируем а аннотацию пометки из первого пункта (о том, что где нашли и почему выделили), а по мере работы раскрываем и дополняем их.
4. Далее идет проработка источников с составлением выписок, цитат, идей и так далее. Умберто Эко настоятельно рекомендует работать с текстом прямо в книге. И тем не менее, все основные моменты надо не полениться перенести на “карточку”. Искать среди карточек значительно проще, чем перелопачивать книги.
5. Ну и последнее, во время проработки книги обязательно будут появляться новые источники, с ними повторяем процедуру: заносим их в предварительный список, а потом обрабатываем его по тем же правилам.
Для того, чтобы не путаться в источниках, необходимо соблюдать правила формирования библиографических ссылок. “Единственно правильного варианта” библиографической ссылки нет, главное, чтобы выбранная форма позволяла:
1) легко отличать отдельные издания от статей или глав изданий;
2) получать точное и полное заглавие источника и имя автора;
3) сообщать полные реквизиты используемого издания источника;
4) по возможности передавать объем источника.
Вот несколько примеров “хороших” вариантов описания:
Подробнее, что и как автор разбирает в тексте и в заключении дает такую вот памятку, которую удобно первое время держать перед глазами:
(
к оглавлению)