Как мы ранее договорились, в капиталистической экономике все что производится, осуществляется для продажи и с целью извлечения выгоды. Следовательно:
- Товар это продукт труда, произведенный на продажу
И тут важно четко понимать разницу между продуктом труда и товаром. К примеру, жена сварившая борщ, произвела не товар, а продукт. Я же, отправившийся откушать борща в ресторане, буду уже иметь дело с товаром.
В чем разница? И то и то борщ, и то и то может быть вкусно, но первый мне достался бесплатно, а второй пришлось покупать.
Отсюда вытекает ключевое свойства товара - стоимость. Простоты для рассмотрим только один тип стоимости, тот, что в повседневной речи понимается как цена («сколько стоят спички?»), или как затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). И сразу же определимся, что ценой мы будем называть стоимость товара в денежном эквиваленте. Аккуратности ради, отметим, что есть и другие типы стоимости, например: потребительская или меновая. Но отметим, и отложим в сторону, сосредоточившись на основном.
Как же определяется стоимость товара? Интуитивно кажется, что есть два разных способа (в множестве различных вариаций):
- Рыночный, когда стоимость определяют по "договоренности" или балансу интересов продавца-покупателя
- Расчетный, когда стоимость вычисляют по какой-то формуле. Например, по затратам на производство плюс норма прибыли
Стоит ли противопоставлять их, выясняя какой из них правильный? Мне кажется, нет, тем более, что используются на практике, да и всегда использовались, оба. И если утрировать, то рыночный способ определяет верхнюю границу возможной цены товара, выше которой продавать нет смысла, потому что не купят. А расчетной способ - нижнюю, дешевле которой производство становится убыточным. Производитель будет больше ориентироваться на второй способ определения стоимости, продавец на первый, но в любом случае, о природе стоимости товара, по любому из предложенных способов судить сложно. И даже то, что похоже на вычисление по формуле, есть всего лишь формула, которую не понятно как применять например к грибнику, который собрал грибы в лесу и продал их потом на колхозном рынке.
В общем, человечество долго и мучительно для себя решало этот вопрос, пытаясь создать какую-то теорию, природу стоимости объясняющую. Так вот, о том, что в результате получилось в следующий раз и продолжим
К оглавлению