Бъсы. Ю.Любимов. Убийца смыслов

Dec 10, 2012 13:32


Театр - это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра.
Н.В.ГогольСходил в Вахтангова на Бесов. Вот и в голову не могло прийти, что это будет Любимов. Как-то бренд Вахтангова для меня оставался гарантом, что идти можно не задумываясь, а тут - такая засада. И увы, предчувствие не обмануло.
Изначально было интересно, а как режиссер решит проблему объема? Все таки Бесы очень масштабны и многоплановы для театральной постановки, причем сам по себе сюжет, несет вспомогательную роль. И что ставить?

Любимов же - не поставил ничего, кроме формы. Он мастерски убил не только смысли, но и сюжет. У него получился несколько затянутый классический кино трейлер: ярко поданные основные моменты, исполнены в такой нарезке, что ни мысль до конца понять нельзя, ни сюжетную линию, ни даже концовку как таковую. Профессиональная завлекуха без спойлеров. Сочная и красивая картинка, живая музыка, цепляющая образность и много прямых цитат в классической вахтанговской читке. Кабы еще вырезать режиссерские вставки, то вообще было бы замечательно. Режиссер же поражает запредельной пошлостью, временами его от резидентов камеди клаб - и не отличить. Один только каламбур уровня "Путин - ЛиПутин" стоит того, чтоб встать и уйти. Тут же, последний еще и повторяют подряд несколько раз, видимо чтоб даже до последнего быдлана в зале дошла креативность "творца". Ну или когда человеку за 90, а он Ставрогину в уста вкладывает аллюзии к сексу втроем между собой, Петрушей и Лизоветой. За кого он считает зрителя? Без перверсий Достоевского не потянут, да? И подобной перестроечной чернухой пронизана вся постановка: тут и аллюзия к нашистам, и к таганковцам, и к болотной, и еще черте к чему. Ну и конечно же - к себе любимому. Как же Любимов без этого? Причем последнее - поразило больше всего. Любимов попытался вылепить из Верховенского старшего - себя. Но кто такой Верховенский у Достоевского? Пустой никчемный уездный интеллигент, псевдообразованный псевдолиберал, спустивший жизнь в унитаз, никому не нужный, и в итоге брошенный всеми. И хотя, натягивая такой не лицеприятный образ на себя, автор осуществляет ребрендинг: убирает или растушевывает черты отрицательные, подчеркивая и романтизируя -  рукопожатные... Но читавшим оригинал, им-то как быть? Мне вот было неловко на это смотреть, как-то уж запредельно самокритично. Хотя в целом, подобный реберндинг - прием до боли знаком по либеральной прессе: правда - это ложь, мир - это война, и изуродованный труп в холодильнике торгового центра - торжество демократии и цивилизованности...
Оканчивается постановка тем, что бросив цитату из евангелия от Луки в вольном перифразе, патриарх культуры и духовности, с тачкой запрещенных книжек и котомкой удаляется в никуда. Скорее бы ужо, бо такое творчество хуже камеди клаба. Последний - просто лишен смысла, Любимовские же бесы - смыслов убийцы. Достаточно посмотреть официальную критику, захлебывающуюся от восторга. Но какую мысль вынесет зритель из зала? Особливо оригинал не читавший? Да даже и у читавших... Что несется в мир с этой «кафедры»?
Скверна и мерзость. Ходить не стоит. А вот если бы выпустили аудио версию, с возможностью почикать режиссерские вставки в Текст, то получилась бы славная радио постановка под условным названием «любимые цитаты из Бесов Достоевского». Я бы такую даже купил, бо вахтанговцев люблю и живой рояль звучал прекрасно...
В зале же абстрагироваться не получалось. Колкости уровня "Путин - ли Путин" пощечинами возвращали в действительность по многажды раз за действо. Лицо горело.
PS Ну и Ъ в названии, куда же без этого? Одна только Ъ - это сразу +7 культурности, а то и 8!

Культурный контекст, Бесы, Театр

Previous post Next post
Up