Земля и звезды. Или еще раз о национальной идее

Jan 17, 2022 10:26


Скоро любые размышлизмы на тему о том, какой должна быть в России национальная идея, будут заслуженно отнесены в разряд попыток изобрести велосипед или постулировать возможность создания perpetuum mobile. Потому как количеством исписанных на эту тему книжных страниц и газетных полос, пожалуй, уже можно устлать всю территорию России и этим закрыть вопрос навсегда. Но пока на эту тему еще не наложен тотальный бан, попытаюсь и я пробубнить пару слов о том, какой мне видится наша национальная идея.





Национальные секреты выживания 
Все мы - и большие, и малые нации - для чего-то нужны Земле, Человечеству, Богу или хотя бы Истории. Возьмем тех же обров (аваров) или шумеров - от одних осталось лишь выражение «погибоша яко обры», от других - хотя бы клинопись, как принцип продления речи в пространстве и времени. 
Каждый народ за время своего существования получил свой особый опыт выживания и выработал свою технологию этого нелегкого дела. Евреи придумали своего мобильного национального Бога, который с переносом его носителя в иное социо-культурное пространство мог редуцироваться до неимоверно малых размеров, но все равно оставался тем поплавком, что оставлял еврея евреем и среди арабов, и среди африканских племен, и среди холодных российских сугробов.

Американцы (подданные США) выработали для себя технологию, которая сочетает в себе изощренную частную предприимчивость, культ святости совершенной сделки и универсальный уравнитель в виде револьвера Кольт-Миротворец. Аборигены Австралии и пигмеи Южной Африки реализуют свою технологию выживания - это гармоничное слияние с окружающей средой, становление самой частью ее.
Если когда-нибудь американская предприимчивость, еврейская вера в избранность, арабский пофигизм к земной юдоли и русское упрямство доведут этот мир до катастрофы, то тогда нам всем придется пойти в ученики к пигмеям и австралийским аборигенам. 
Русский мир как технология 
А пока у нас есть время подумать, что же является технологией выживания русского мира. Я намеренно здесь использую слово «русский», что не является для меня маркером одноименной национальности, а скорее маркером того пространства, которое сцементировано в нечто единое, в нечто, что мы могли бы назвать русским миром, и он вовсе не совпадает с границами Российской Федерации. Так вот, что же все-таки внесли мы, русские, в инструментарий национального выживания? 
Я бы рискнул предположить, что наш инструмент - это русская способность к консолидации социо-культурных пространств: мы не растворяемся в них подобно евреям, но и не подминаем их, не форматируем под себя подобно англосаксам, к примеру. Именно поэтому почти все народы, которые существовали в ареале русского мира на стадии его образования, присутствуют и сегодня - на стадии его рассыпания.   Почему рассыпания? А как еще можно рассматривать столь модное сегодня желание некоторых профессионально русских выбить для русского народа особые преференции, особый статус? Я бы рассматривал это как своего рода попытку выбить себе достойную пенсию на обеспеченную старость. То есть, всякий, кто жаждет сегодня каких-то особых преференций для русских, просто пытается констатировать усталость русского народа от бытия государствообразующей нации, потому что пытается перейти из модальности «быть» в модальность «казаться». А это чревато… Но это отдельная тема. Вернусь к повестке. 
Кроме консолидации пространства, мы должны отметить, что русский народ не может существовать без движения. К Студенному морю, за Каменные горы, к Море-Окияну и даже за этот самый Море-Окиян - в далекую Америку. Или движения в социальной или идеальной плоскости - к Богу, к Коммунизму. Когда инерция движения заканчивается, мы тут же начинаем пожирать друг друга, жаловаться, что нам не хватает преференций, что все нас объедают, и что нас никто не уважает. Более того, мы тут же начинаем суицидальный танец пьяного безумия. Кстати, гибель СССР началась тогда, на мой взгляд, когда в 1953 году осиротевшая сталинская команда, способная исполнить любой приказ, не смогла банальной вещи - сформировать новые ориентиры движения. Далее уже было все предначертано. 
Русский космизм и русское земство 
Быть русским - это владеть особой технологией преобразования социального пространства. Русский мир - это совокупность человеков, захваченных в общее движение, и движимых общей русской идеей вселенской соборности и правды (будь то Божией или Человеческой). На самом деле, именно мы, русские, и есть самые настоящие общечеловеки. Потому что, куда бы мы ни пришли, мы несем развитие, мы несем жизнь. Мы становимся тем самым балансом, на котором держится мир в регионе. Стоит убрать нас, как все рушится, становится шатким, взрывоопасным. 
Кстати, именно поэтому слово мир так часто встречается в наших именах Владимир, Славомир, Мирослав… Да уж сразу тогда отмечу и знаменитый дуализм слов Мир и Свет. Мир - это и пространство, и состояние покоя, лада. Свет - это и пространство, и состояние освещенности. 
И вот теперь попытаюсь я осторожненько пробубнить то, что, на мой взгляд, должно стать нашей русской идеей на ближайшие века. Чтобы мы жили, нам надо двигаться, а чтобы были силы на движение, мы должны быть социально сильными. Поэтому я предлагаю движение в Космос, к Звездам, которое необходимо совместить с движением к Земле, в пространство местного самоуправления, возможно даже к реинкарнации системы земств, которые должны будут благоустроить мини-пространства местного самоуправления. 
Причем, не стоит бояться дороговизны этого движения в Космос. Напомню лишь, что на деньги, которые пошли на организацию Олимпиады в Сочи, можно было бы запустить чуть ли не с десяток экспедиций на тот же Марс. Движение в космос востребует возрождения интеллектуализма в стране, потребует технологического прорыва. История показывает, что мы на это будем способны, если будем знать для чего. И тогда наши новые космические Ермаки и Хабаровы когда-нибудь будут бить челом Родине какой-либо новой звездной системой, пригодной для проживания землян.
А для чего нужны земства? Для того, чтобы уравновесить, наконец, жесткость вертикали прочностью социального фундамента. Да и креативному классу нашлось бы дело. Хотите стать политиками? Вперед - в деревню, в поселки, в городские районы, устраивайте там достойную жизнь, обзаводитесь опытом реального политического действия, а не фразерства. Тогда и на следующих выборах, возможно, мы сможем голосовать за реально существующие политические силы, а не за их симулякры.  Более подробно об этом я писал несколько месяцев тому назад в статье «Возможна ли еще одна реинкарнация земств?».
Вот как-то так мне набубнилось про необходимость русского движения к Земле и Звездам. Ну и на этом я быстренько «урву» свой бравурный марш и удалюсь, пока не прилетело канделябром.

Владимир Глинский.

Русский мир, Космос

Previous post Next post
Up