Куда все подевалось?!

Dec 26, 2014 19:45

Видимо, это стало последней каплей что ли?.. Был сегодня на новогоднем утреннике благотворительном. Хорошее дело, собрали детишек (как это ныне стало модно выражаться) из семей, попавших в непростые жизненные ситуации. Если говорить по-русски, то детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Сделали для них елочку, баба-Яга гоняла по лесу Чуду-юду, дед Мороз отмораживал Снегурочку. Потом раздали подарки. Все вроде хорошо. Но, Боже ж ты мой, ну почему эта худая самодеятельность, как мы в свое время называли художественную самодеятельность, стала по настоящему худой?! Ведь нельзя же это уродство и близко к детям подпускать. Все эти аниматоры, которых бы даже в балаган не пустили бы за профнепригодность, все эти фальшивящие якобы актеры...
Так получилось, что мне часто сегодня приходится писать про детскую самодеятельность, ходить на их спектакли, хотя спектакли они давно уже не ставят. Обычно все эти самодеятельные театры ограничиваются какими-нибудь сценками или музыкально-поэтическими композициями. Спектаклей же, поставленных детьми, я давно уже не видел. Так обычная напыщенная декламация и ничего более.
И у меня вопрос: куда же все это делось?! В мое время (первая половина 80-х) в Уфе существовало как минимум четыре сильных самодеятельных детских театра-студии. Они ставили полновесные спектакли, на которые ходил зритель, эти спектакли можно было обсуждать, в каждом из них была хоть какая-то изюминка. Почему сегодня в городе не осталось ни одного нормального детского театра? Все, что я видел, это полная дичь. Мы в наше время таких бы на пушечный выстрел к сцене бы не подпустили, а эти лажают и лажают, причем им даже не стыдно за то кривляние, что они называют актерством. Они даже гордятся им, и им за это выдают какие-то дипломы, грамоты, назначают лауреатства конкурсов. Ну вот буквально был я как-то в одном таком театрике, там детишки с нуля за полтора месяца умудрились поставить сценку из "Алых парусов", затем съездить с этой сценкой на Международныq конкурс в Самару и привезти оттуда диплом лауреатов II степени. Как?! У них во рту была такая каша, в глазах зияла эмоциональная глухота, а один из главных героев, проглатывая все буквы и шепелявя все что можно, не знал даже куда девать руки во время произнесения своего текста и держал их снулыми рыбами на своем причинном месте. И это стало лауреатом?
Ладно, я могу еще долго стенать, но вот что мне подумалось. В советское время было очень сложно прорваться за грань общественного признания тебя актером, поэтом, художником или музыкантом. Войти в ряды служителей искусства было настолько сложно, что за границей и около этой границы существовал огромный пласт тех, кто профессионально был неотличим от тех, кто был членом союза писателей или художников, или композиторов. Но статус к ним так и не приходил. Вот и режиссер нашего театра-студии - она ведь тоже наверняка хотела быть прославленным режиссером, у нее были на это амбиции, она получила профессиональное образование. Но места были заняты, и ей осталось идти в детскую самодеятельность и делать театр из нас, оболтусов. Она муштровала нас на актерском мастерстве, находила нам преподов по сценической речи, по сценическому движению. Она таскала нас, сопливых пацанов, на фильмы Феллини, Тарковского, Иоселиани, Формана, Стоуна... Заставляла думать, выбивала из нас показушность. Кстати, именно поэтому никто из нас даже не подумал потом о карьере актера, потому что мы знали, что это за каторжный труд.
И что же потом произошло. Куда делись все эти люди? А дальше все произошло банально. В 90-е все границы между искусством и не-искусством размылись. Кто имел возможность, тот из самодеятельной студии превратился в профессиональный театр. У кого не было такой возможности, тот развалился. Ведь государство перестало поддерживать художественную самодеятельность. Вернее, оно поддерживало только узуальную ее часть - ту часть, которая была согласна участвовать в многочисленных официальных концертах. Да и людей с характером (а где вы видели мастеров без характера?) тоже вычистили. И в результате на 23 год свободы от советского тоталитаризма мы пришли к тому, что в художественной самодеятельности стали невозможными те эксперименты, которые мы делали в затхлые 70-80-е.
В общем, простите за сумбур. Потом, может, как-нибудь приведу мысли в порядок.

Театр, Искусство

Previous post Next post
Up