Уже с января российская банковская система обязана принять правила игры, которые определяются малоизвестным Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности, базирующимся в штате Делавэр. В обиходе они называются Базель-III. Попытаемся сегодня разобраться, с чем же их «едят».
На самом деле, здесь позволю себе небольшое отступление от темы. Каждый новый виток развития человечества предполагает разные виды социально-экономического топлива, социально-экономического ресурса. Древний Рим был движим рабами, средневековая Европа - земельными феодами и землепашцами, в основе капитализма - производство товаров. В прошлом веке на наших с вами глазах формировалось постиндустриальное общество, основой которого выступила сфера услуг, развлечений. Одновременно с этим в финансовой сфере основным ресурсом становится воздух. Да-да, обычный воздух, при котором деньги могут, не создавая никаких товаров или услуг, увеличиваться в объеме. Отсюда и возникают эти пресловутые «пузыри», которые имеют обыкновение неожиданно лопаться, погребая под собою финансовые системы целых стран.
Пакет документов, принятый в соглашении Базельского комитета по банковскому надзору, призван стравить воздух, и в этом смысле он прогрессивен и направлен на оздоровление системы.
Получается, что нам остается только радоваться, поскольку Государственная дума решила навести порядок в российских финансах, приняв это соглашение? Однако, возникает вопрос, почему же более к нему не присоединилась ни одна крупная экономика мира? Что же это за стандарт, от которого отказывается подавляющее большинство?! Буквально в первые же числа января многие европейские страны высказались против вступления в действие Базеля-III, мотивируя это неготовностью своих банковских систем и несвоевременностью предлагаемых мер.
На самом деле ситуация здесь выглядит точно так же, как если бы мы сегодня по причине неэкологичности бензина стали бы вливать в двигатели внутреннего сгорания чистый H2O. Экологичность, возможно, и повысится, а вот автомобиль встанет на прикол. Так и с банками.
Новые правила потребуют от них более высокого уровня капитализации, предъявив более жесткие требования к левериджу, соотношению между заемным капиталом и собственным. Данное требование, по мнению экспертов, может подкосить, к примеру, крупные банки, занимающиеся кредитованием населения. Эти кредитные организации относятся к числу тех, чей расчетный показатель основного капитала находится в диапазоне 5,8-6,5%. А значит, как отмечают аналитики, им придется замедлить рост кредитования или привлечь дополнительный капитал, чтобы уложиться в норматив 8%. Уже сегодня банковской системе не хватает порядка 3,5 млрд рублей.
Кроме того, здесь вступает в игру еще один аспект. Ни для кого не секрет, что Базель-III - глобалистский проект, причем продавливаемый именно в то время, когда сами по себе глобалистские тенденции в мире стали отыгрывать задний ход.
Известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин согласился прокомментировать для нас готовность российской банковской системы к принятию нового соглашения:
- Подключение к Базель-III представляется преждевременным, так как его условия чрезмерно жестки для российских реалий. Сегодня регулятору следовало бы сосредоточиться на обеспечении выполнения банками уже действующих норм, - так как, насколько можно судить, сегодняшние требования не выполняются многими из них, а откровенно преступные банки в ряде случаев практически безнаказанно грабят граждан и предприятия.
- И какие последствия для финансовой системы и обычных граждан от применения этого соглашения вы предусматриваете?
- На мой взгляд, применение более жестких требований сегодня ухудшит конкурентные позиции добросовестных банков и улучшит положение тех, кто в силу тех или иных обстоятельств имеет возможность нарушать требования регулятора, что приведет не к оздоровлению банковской системы, а, напротив, к снижению ее качества.
Владимир СОЛОВЬЕВ.
Написано для и опубликовано в
"Уфимские ведомости".