Во время разговора с
kirill_vlasoff об уровне образования мы неожиданно перешли на разговор о потребительстве и его опасности/неопасности. Мне было сказано: "что до потребительского ужасного штиля, мне кажется, не стоит его демонизировать. в конце всех концов, большая часть населения страны имеет банально низкий уровень жизни, от сверхпотребления бесятся
(
Read more... )
Интересно, что все вздохи ностальгирующих по коммунизму сводятся к мысли "Ах, как мы здорово потребляли! Все за счет государства".
Reply
Reply
Не так.
Маркс по-человечески вполне мог жалеть и жалел голодных, но суть коммунистической идеи тем не менее не в кормёжке, а в преодолении отчуждения и в освобождении человеческой истории.
Хотя насчёт роли голода и сытости в нашей истории у Кара-Мурзы есть интересные соображения.
Reply
Reply
Но это никак не меняет того факта, что "коммунистическое общество" и "общество потребления" - принципиально разные вещи. Я же именно на это возражал.
Reply
Reply
"коммунистическое общество - это и есть общество потребления"
«как учение, описывающее только материальные стороны социологических движений, было вынуждено описывать их в рамках только экономических отношений.»
«Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает большее значение экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находилось место и время отдать должное остальным моментам, участвующим во взаимодействии» (Ф. Энгельс).
«Ведь человек с точки зрения марксизма был кто? Грубо говоря, социальное животное, существующее в определенных экономических отношениях»
По сути - совсем не так. С точностью до наоборот ))
Щёлочка, однако, была, факт. Но именно как непредвиденная уязвимость, через которую потом внедрили вирус.
Reply
2. У всех классиков можно всегда найти ту или иную фразу, которая будет аргументировать ту или иную мысль. Это еще с ветхозаветных времен так повелось.
3. А что здесь не так? С точки зрения научного марксизма, человек - животное? Животное, хотя и располагающее способностью к высшей умственной деятельности. Но животное, способное на социальные отношения и живущее в социуме. А также создающее различные экономические отношения. Что не так-то? Что-то про душу я у классиков не встречал. Про справедливость социальную - это было, про психику - ну это позже, но тоже было, а вот про душу не было.Про духовные потребности было... Видите какое слово опять всплывает - "потребности"..
Вот я об этом, собственно.
Reply
Нет. Даже со всеми последующими оговорками.
Человек как родовое существо - творческий субъект Истории. В рамки "животного" это никак не втискивается.
Reply
Просто одно другому не мешает. Можно быть и животным, и субъектом Истории (кстати, еще не известно в какой мере все-таки субъектом, вон вирусы может себя тоже субъектами истории мнят).
Reply
Термин "животное" в исходном контексте имеет смысл только в противопоставлении человеку. Животное исчерпывается биологической составляющей своей природы и сводится к ней, человек - нет. Так что биологическая систематика здесь не при чём.
«его животную сущность из классиков марксизма никто не отвергал»
Вы ошибаетесь. Сущность человека - ни как индивида, ни как родового существа - не сводится к животной. И по Марксу, и на самом деле ))
Reply
1. Какая на фиг подмена контекста? Марксизм признавал теорию Дарвина о происхождении видов и будучи атеистичным считал человека частью природы, частью животного мира. Другое дело, что он не останавливался на этом и предполагал, что человек от этого животного мира чем-то все же отличается, но все равно биологически оставаясь его частью.
2. Опять же неправильно реагируете. Я разве утверждаю, что марксизм считал животную сущность человека единственной человеческой сущностью?
3. Мне кажется вы слишком спешите защитить марксизм от тех, кто на него даже не нападает. Я к примеру и к марксизму и к самой коммунистической идее отношусь с симпатией, хотя и без пафоса. Было бы продуктивнее, если бы вы все же реагировали на содержание тезиса, а не пытались прежде всего его развинтить. Уверяю вас, развинтить можно любой тезис.
Reply
Reply
Reply
Чушь полная. Точнее, обычная психологическая проекция.
Reply
Reply
Leave a comment