Рост Китая, глобальный финансовый кризис, усталость от двух затяжных войн - всё это повлияло на позиции Соединенных штатов в мире. Однако Америка в погоне за новым, современным стратегическим видением, как пишет Збигнев Бжезинский, будет иметь решающую роль в предотвращении ужасающего соскальзывания мира в полосу международных потрясений.
Тот аргумент, что падение Америки создаст глобальную нестабильность, станет угрозой для некоторых неустойчивых государств, породит немало проблем для североамериканских соседей и затруднит совместный менеджмент всемирными ресурсами, вовсе не является основанием для всемирного превосходства США. И действительно, стратегическая усложненность мира в 21-ом веке, возникшая в результате роста политической самоуверенности мирового населения и распада системы всемирной власти, делает такое всемирное превосходство недостижимым.
Позиционирование Америки в мире в течение ближайших десятилетий будет зависеть от ее успешной реализации целенаправленных усилий по преодолению сползания еев социо-экономическую дряхлость, а также от того насколько ей удастся сформировать новое и стабильное геополитическое равновесие на наиболее важном континенте мира - Евразии. Америке стоит значительно модернизировать свое внутриполитическую ситуацию и пересмотреть свою центральную роль на международной арене в соответствии с новыми объективными и субъективными условиями 21-го века. Но для того, чтобы достичь этих целей, Америке необходимо предпринять общенациональные усилия в осознании обществом тех изменений, которые происходят с Америкой, а также оценить потенциально опасные глобальные ситуации.
По-прежнему принадлежащие США активы оправдывают тот осторожный оптимизм по поводу того, что такое обновление сможет опровергнуть прогнозы на тему неизбежного падения Америки и ее всемирного значения. Однако игнорирование обществом растущей уязвимости внутренних и внешних позиций Америки необходимо преодолевать обдуманно, в лоб, сверху вниз. В Америке по-настоящему всеобъемлющие общенациональные решения требуют высокой степени консенсуса, достигаемого при драматических или социально значимых обстоятельствах (таких как всемирный экономический кризис или наличие надвигающейся внешней угрозы) и/или они проталкиваются с помощью убедительного воздействия со стороны решительной государственной власти. И раз уж только у президента есть голос, который резонирует на общенациональном уровне, то именно президент должен продвинуть вперед процесс обновления Америки.
Таким образом, главной задачей для Америки на ближайшие десятилетия становится ее геополитическая императивная миссия по своему возрождению а также по усилению и укреплению жизненной энергии Запада, и в то же время по удержанию сложного баланса сил на Востоке, с тем чтобы конструктивно учесть возросший международный статус Китая и предотвратить глобальный хаос.
Без стабильного геополитического равновесия в Евразии, основанном на внутренне обновленной Америке, дальнейший прогресс в вопросах, имеющих главное значение для социального благополучия и, в конечном счете, и для человеческого выживания, будет остановлен. Отказ Америки от своего амбициозных трансконтинентальных геополитических планов ускорит падение Запада и усилит нестабильность на Востоке. В Азии, межгосударственное соперничество, особенно между Китаем, Индией и Японией, внесет свой вклад в большую региональную напряженность, и в то же время возможно усилит скрытую враждебность Китая и Америки в ущерб обеим странам.
Расширение Запада
И наоборот, успешные усилия Америки по укреплению Запада, превращения его в наиболее стабильный и демократический регион мира, смогут сочетать силу с принципами. Укрепленный единый Запад - простирающийся от Северной Америки сквозь Европу в Евразию и включающий в себя Турцию и по настоящему демократизированную Россию - сможет географически достичь Японии, первого азиатского государства успешно продвигающегося по пути демократии, так же как и Южной Кореи. Этот широкий охват сможет повысить привлекательность его основных принципов для других культур, и таким образом стимулировать постепенное появление в ближайшие десятилетия различных форм универсального демократической политической культуры.
В то же время Америка продолжит согласованно присутствовать на энергетически и финансово влиятельном, хотя и потенциально конфликтном, Востоке. Если Америка и Китай смогут договориться по широкому кругу вопросов, то перспективы стабильности в Азии значительно усилятся.
Поэтому для того, чтобы эффективно действовать в обеих частях Евразии, Америка должна исполнить двойную роль. Она должна быть одновременно инициатором и гарантом более сильного и более широкого единства Запада, и в то же время должна стать балансиром и посредником между крупными державами на Востоке.
Обе роли необходимы - и каждая из них обязана поддерживать другую. Но для того, чтобы успешно и авторитетно их исполнить, Америке надо показать миру, что она в своем доме способна изменить сама себя.
Збигнев Бжезинский. Отрывок из его книги: «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной силы».
Перевод Владимира Глинского,
специально для СМИ2. Оригинал статьи. ЗЫ: На днях пришел этот текст через рассылку "The Globalist". Обратил бы внимание на то, что Бжезинский несколько переформатировал способы участия США в судьбах мира. И мы в его раскладе являемся фигурой калибра Турции. По крайней мере, как-то так оно выглядит в его интерпретации.