То, что сделали югославские коммунисты в 1980 году, французам удалось лишь в 2024 году, высмеивание Тайной Вечери и христианства.
Плакат к югославскому фильму «Мастера, мастера!».
Фильм на некоторое время был запрещен, но не из-за плаката, а из-за оскорбления имиджа педагога.
Действие фильма происходит в один день, во время подготовки празднования выхода на пенсию уборщицы. Она - центральная фигура на плакате. Все остальные - учителя... и на протяжении всего фильма переплетаются их соперничество, алкоголь, то, что сейчас называют "сексуальными домогательствами", отношения супругов на работе, льстивость, приезд проверки, амбициозный директор школы...
Плакат к югославскому фильму «Мастера, мастера!».
Режиссер фильма собрал великолепный актерский состав, в том числе и своих родителей. Все актеры проделали отличную работу. Работали без предоплаты, уже ждали выручку от фильма, говорят, остались довольны...
А теперь немного особенностей югославского социализма.
Режиссер, ярый коммунист, вместе с несколькими другими работниками кино открыл частную киностудию/продюсерский дом. Называлось оно «рабочее сообщество независимых кинохудожников», а дальше идет название компании, извините, название рабочего сообщества.
Югославский социализм также допускал частную инициативу в экономике. Ограничено, но не невозможно.
Плакат?
Что ж, югославскую коммунистическую художественную элиту не особо заботили необразованные и грубые рабочие, они издевались над ними при каждой возможности. В данном случае уборщица сравнивается с Христом, потому что простой работник - божество коммунизма. Перед Музеем современного искусства установлена статуя рабочего, рабочий, представленный в виде получеловека, с деформированным телом и лицом, с шестом в руках. Возможно, это художественное видение недостающего звена в эволюции человека?
Режиссер - особенный человек, родившийся в Белграде, коммунист-югослав он презирает Сербию и сербов, некоторое время живет в Триесте и оттуда "меняет отсталую Сербию"... Это характеристика югославских коммунистов, ненависть к сербам.
На премьере немецкого фильма «Жизнь других» (Das Leben der Anderen) он сидел в ряду напротив меня. Он не дотянул до конца, вылетел на середине фильма... Интересно, почему? У восточноевропейских художников много общего.
Еще немного о югославских особенностях.
Триест - место, где могла начаться война между коммунистической Югославией и Западом. ЮНА вошла в Триест, сербы в Белграде кричали на демонстрациях «Триест наш!»... хотя в этой истории Триест в будущем принадлежал бы Словении, хотя словенцы не имеют никакого отношения к Триесту. Но...
Все утихло, ЮНА отошла, и Триест стал тем местом, о котором мечтали все югославы. Не из-за территориальных претензий, причина гораздо банальнее.
Люди ездили в Триест за пальто, джинсами, брендами, обувью, сумками, кофе, сигаретами, техникой... Триест процветал.
Людям не требовалось знание итальянского или английского языка, в этом городе веками говорили по-сербски. Большая сербская община проживала в Триесте на протяжении веков. Они были культурным и религиозным центром, одним из столпов сербского восстановления и влияния.
Триест
На фото выше изображен дворец Гопчевичей середины девятнадцатого века, статуи - княжини Милицы и князя Лазаря, героев косовской трагедии. В XVIII и XIX веках сербы оставили глубокий след в Триесте. Об этом, может быть, в другой раз.