о бедном хрущёве замолвите слово 3

Mar 25, 2019 18:57



https://www.facebook.com/groups/pohititeliknig/permalink/2362457347151023/

Интересно, что имя Хрущёва в посте порицается именно в связи с задачей, за достойное решение которой его как раз можно было бы благодарить. И так... О чем всегда умалчивают, чтобы заклеймить Хрущёва и приукрасить Брежневский ЦК, сыгравший решающую и куда более зловещую роль в деле разрушения Союза...

1. Никита Хрущёв, находясь в ситуации жесточайшего противостояния с западом, имея множество проблем экономических и т.д., впервые в мировой практике, и в соответствии ещё со сталинскими планами (но это - предположение), стал выделять от 18 до 20% национального дохода на развитие образования и науки в стране. Насколько мне известно, все современные наиболее развитые страны с инновационной экономикой следуют его примеру.

2. В те годы психология как наука стала развиваться у нас более интенсивно. Впервые были открыты не просто элитные учебные заведения для этих целей, как было при Сталине, а соответствующие факультеты в ВУЗах страны с научно-исследовательскими лабораториями, а также, профильные НИИ. Постановление Жданова (о педологических извращениях), не без оснований (об этом ниже, в следующем комментарии) поставившее вне закона некоторые отечественные направления психологических исследований, начатые Выготским и его учениками, хотя и не было отменено (что правильно), но дорога в институты была открыта в т.ч. и для последователей культурно-исторической теории и обучения в "зоне ближайшего развития" (которому плевать на актуальные возможности и интересы детей). Благодаря чему в те времена у нас среди философов и психологов в образовании шли самые настоящие горячие, временами бескомпромиссные, дискуссии. И это по-моему не плохо, даже полезно. Ведь вне конкурентной (соревновательной) среды, перерастающей в диалог-сотрудничество, развитие приостанавливается...

3. В этой ситуации никому в голову пока не приходило вводить во всех школах такие предметы как логика и тем более психология (при Сталине удалось лишь в 500 школах эти предметы ввести...). Не было соответствующих специалистов в необходимом количестве. Зато все существующие программы обучения и воспитания с этого момента были пересмотрены на предмет соответствия последним достижениям в области психологии, соответствия возрастным возможностям детей, наиболее эффективным образовательным технологиям, соответствия между прочим и логике преподаваемого предмета. К руководству системой образования были допущены психологи высокого уровня, а не только педагоги, как это было до тех времён.

4. Именно в то время были разработаны и внедрены в масштабе страны весьма успешно работающие в тех условиях образовательные технологии. Системно-деятельностный подход (Леонтьев, Запорожец и др.) развивался наиболее активно в это время. Сейчас в основу образовательных систем наиболее успешных стран заложено многое из того, что было разработано у нас в 50-60-х, включая методологию образования. И они движутся в этом направлении дальше. Хотя, и в нашей стране, и во времена перестройки, и после, и сейчас, в условиях полного отсутствия госфинансирования, подход развивался, но лишь отдельными энтузиастами-учёными...

5. Впервые были полностью соотнесены все программы на разных ступенях образования, начиная с дошкольной, заканчивая аспирантурой, докторантурой... Успешный выпускник школы теперь без дополнительной подготовки мог поступить в любой ВУЗ страны, т.к. требуемый объём и содержание его знаний и представлений при поступлении туда не мог превышать объёма, предусмотренного школой. То же самое - при переходе из д/сада в школу и т.д. При этом были неплохо разработаны и критерии оценки знаний и способностей.

6. Отдельно, что касается логики предмета и логики его освоения. Все программы абсолютно, начиная с д/сада, были логически выверены так, чтобы любой ребёнок мог, продвигаясь от простого к сложному, не пропуская ничего, что могло бы помочь ему наиболее полным образом понять смысловое содержание учебного материала, прийти к собственному умозаключению, обобщению, овладеть соответствующей способностью (на худой конец, практическим умением). Учебники писались таким образом, чтобы при необходимости его содержание ребёнок сумел понять самостоятельно (в соответствующих условиях, конечно; например, в условиях учебной лаборатории, которые были созданы за кратчайшее время во всех школах страны...) и на основе уже имеющихся у него знаний и представлений о мире.
В Союзе конкурировали две прикладные концепции и теории обучения. Одна "революционная" (сначала, в 30-е, радикальная, педологическая, в которой обучение опережало психологическое развитие ребёнка аж на 4-5 лет, потом, в 70-е, развившаяся уже в крайне радикальную, буквально за уши пытавшуюся втянуть ребёнка во взрослое состояние; в идеале - научить ребёнка теоретизировать раньше, чем ходить на горшок...), а другая традиционная (это т.н. "ползучие эмпирики", но традиционное качественное образование это было уже не для детишек богатых родителей, как понимаете, а для всех детей). Как только (по решению брежневского ЦК) крайне-радикальная "революционная" концепция взяла верх, в течение полутора десятков лет в массовом количестве появились новые молодые демагоги, и СССР рухнул... Продолжили бы развитие традиции - навряд ли произошла катастрофа, не смотря на предательство верхушки. Потому ЦК брежневский и пошёл на реформу (которую на закрытом заседании принял, поскольку целью её было тотальное снижение интеллектуального уровня нации), что без неё власть у партии образованный народ взял бы в свои руки и, в отличие от демагогов, скорее всего смог бы ею распорядиться на пользу и себе, и союзникам.
Previous post Next post
Up