Leave a comment

dz0rin October 22 2015, 12:45:30 UTC
Спасибо за очень хорошие вопросы!

"Я увидела это: /.../"

Всё, что я обозначил в посте, это лишь первоначальные аргументы в пользу системы дошкольного образования.

"Конкретно, что незаменимого в детском саду?..
Почему для этого нужен именно детский сад?"

Если конкретно, то нужно сравнивать условия, имеющиеся в любом саду с тем, что может предложить как бы альтернативное обучение. Что предлагаете в качестве альтернативы посмотреть (если личные качества отдельных педагогов, лучшие из которых сейчас уходят из д/сада, оставляя все эти возможности в саду, не обсуждать)?

"второе и третье - вопрос только зрелости, готовности к восприятию информации."

Ребёнок встраивается в ту среду, в которой оказывается. И если она более проста и элементарна, то и способности более элементарны, и повода для того чтобы им усложняться организм, психика просто не находит. Зачем что-то менять, когда сложившиеся на данный момент представления о мире уже вполне соответствуют той ситуации, в которой я существую?

"Первое более чем реально в свободной детской игре"

Что Вы имеете в виду под свободной детской игрой? И почему игра, которая по определению является самостоятельной детской творческой символической деятельностью, по времени протекающей не менее 4-6 недель подряд (и то, если рассматривать лишь один из каких-то этапов её становления) в детском саду не должна быть свободной? Иной игры просто не существует. Существует тот или иной вариант псевдо игровой (или псевдо изобразительной и т.д.) деятельности, который отнюдь не только в детских садах насаждается, но с не меньшим, успехом, точно также - и в семьях, и в кружковой работе, и вообще повсеместно. И главное, где ещё можно найти условия для становления игровой и вообще символической деятельности (лепки, рисования, музицирования, хореографии, пантомимы, образной речи и т.д.) в том объёме, в котором может, при всех остальных прочих равных, предоставить любой детский сад, просто в силу того что у этого учреждения имеется хотя бы минимальная материальная база, такая, которую нередко не могут себе позволить приобрести даже довольно хорошо обеспеченные семьи, даже объединившиеся в родительские сообщества (можно глянуть один из последних моих постов, он как раз посвящён этой теме: "Позабыли про овраги..." http://dz0rin.livejournal.com/144907.html)?

Скажем, где ещё можно найти более-менее постоянный коллектив детей?
Где можно найти такой коллектив детей, чьи представления будут сопоставимы с представлениями конкретного ребёнка просто уже в силу того что со-бытийность их жизни изначально задаётся общая, а само содержание этих жизненных событий задаётся не случайным образом, а подразумевает систематический характер ознакомления с окружающим, что задаёт основу для глубокого взаимодествия и взаимопонимания детей в ходе совместных творческих игр, т.е. дальнейшего развития уже коллективного творчества, что в свою очередь незаменимо для развития психики каждого отдельного ребёнка, в первую очередь, интеллектуального развития?
Как задать необходимый единый смысловой контекст деятельности ребёнка в течение целого дня, если он вынужден будет приходить то в один, то в другой коллектив, куда дети собираются практически с разных планет и на короткое время? Как за это короткое время ребёнок успеет хотя бы с новым взрослым найти взаимопонимание, войти в новую для себя тематику, не говоря уже о том, чтобы соотнести собственные представления с представлениями других детей? Каким образом он сможет сохранить все свои мысли, воплощённые в постройках и поделках, чтобы иметь возможность к ним обращаться вновь и вновь, продолжая процесс мышления, расширяя и уточняя собственные представления о жизни, не рискуя прийти, скажем, во двор, и не увидеть, что всё это в очередной раз уничтожено, либо убрано руководителем кружка, поскольку в распоряжении этого взрослого - небольшой пятачок пространства, на котором он на свою ставку обязан работать как минимум с 4-мя группами детей по 10-12 детей каждая, два-три раза в неделю?..

Подобных вопросов у меня целое множество. В зависимости от того, что предлагается в качестве альтернативы..:)

Очень интересно, что скажете?

Reply

ama_tama October 23 2015, 06:19:20 UTC
Дмитрий, ну нет этого всего прекрасного в обыкновенном среднем саду - нет никакой игры, которая длилась бы неделями, нет неразрушимых построек (Вы опять-таки один, наверно, такой), всякая "символическая деятельность", такая, как лепкапантомимапениетанец осуществляется строго по заданному образцу в 90% случаев, зато время показать каждому индивидуально способ действия ЕСТЬ, представьте себе (помню, как в средней группе я просила воспитателя не вымучивать из моего ребенка рисунок в том виде, в каком он по мнению воспитателя должен был быть, т.е. не сидеть с ней рядом и не указывать, что тут еще не так. К счастью, воспитатель адекватно восприняла мою просьбу, но сам факт).

Reply

dz0rin October 23 2015, 12:55:10 UTC
Знаю, Маша, что нет.
Ну, дык, всего этого и в рамках семейных воспитаний нигде НЕ СЫЩЕШЬ - днём с огнём!!! И что же делать?!! - Сады закрывать, отдавать их под офисы, как сделали в 90-х, и только теперь, благодаря воле, проявленной нашей российской властью, и вливанию в это дело колоссальных бюджетных средств, восстановили-таки хотя бы материальную базу, и приступили к строительству новых и современных детских садов повсеместно?

Беда в том, что без этой элементарной и минимальной материальной базы, просто без элементарного пространства, пусть даже минимального, но которое имеется всё же в каждом детском саду, т.к. всё это предусмотрено в его проекте, никаких видов символической деятельности, никакой игры возникнут уже даже гипотетически не может (помните, кстати, какие были жёсткие дискуссии совсем недавно по поводу уплотнения в д/садах - это в то время как раз, когда начали запускать проекты новых садов и решали, строить ли их современными и просторными, либо делать по принципу хрущёб?). И сколько бы не хорохорились сторонники домашнего обучения - не играли их дети никогда, и играть по-настоящему не будут. И сами эти сторонники НИКОГДА живой детской игры в глаза не видели и не увидят до тех пор, покуда не придут сами работать в детский садик простыми воспиталками, и за ту заячью зарплату, которую там могут им предложить. Не дастся им знаменье божье, не вытащить своё чадо, не спасти в одиночку. Я в этом убеждён.

Reply

ama_tama October 23 2015, 17:00:34 UTC
Ну вот моих не один, а двое. Играют. Лучше всего играют между собой или с одной избранной подружкой. А лучше-лучше всего играют на Ладоге, когда мы месяц в автономном плаванье. Вот тогда они правда многодневные огороды городят, благо природного материала завались, куда ни шагнешь, сплошной природный материал. Но я уверена, что в этом их развитии очень важным был момент, когда моя старшая сама была на положении младшей в таком же автономном плавании, и был еще на два года старший мальчик, который заводил игру. Она это до сих пор помнит, хотя пять лет уже прошло.
Что же до упомянутого Вами эксперимента - эксперименты бывают разные... эксперименту под названием детсад не так много лет, а разновозрастным группам много больше...

Reply

dz0rin October 23 2015, 18:52:31 UTC
Надо смотреть, какого рода эти игры, заочно трудно что-либо сказать определённо. Тем не менее... (продолжу в ветке ниже)

Reply

дискуссия с Д.Горинштейном о разновозрастных/одновозр dz0rin October 26 2015, 18:48:18 UTC
Вот, кстати, нашёл. Довольно подробно там я изложил наверное многие основные аргументы. Там есть и такие, о которых здесь упомянуть забыл...
http://dz0rin.livejournal.com/44883.html

Reply


Leave a comment

Up