позабыли про овраги... (о частных детских садах)

Oct 16, 2015 10:30

История из жизни.
Несколько очень милых женщин, предпринимательниц, прекрасных мам, сторонниц альтернативного государственному (в смысле неказённого, чтобы всё было "по домашнему") обучения своих детей-дошколят  собрались вместе, организовали родительское сообщество, некоммерческое, и построили небольшую сеть из частных детских садиков. Каждый ( Read more... )

Авторские статьи и заметки

Leave a comment

ama_tama October 16 2015, 10:23:44 UTC
Дмитрий, вы меня удивляете. Ну какой уголок леса? Я сама когда в сад ходила, сад был в сталинском доме, площадка через дорогу, на тот момент неогороженная, гуляли на ней и дети из сада и дети из дома. В окрестных садах с территорией были, конечно, запущенные участки, правда, никак не леса, а вроде поля, но дети-то там не гуляли, там гуляли по выходным окрестные подростки, перелезая через забор. У моего ребенка сейчас в самом обычном саду площадка вылизанная, огороженная, площадью метров 25, максимум 30, на каждую группу. Да, есть зона, свободная от площадок, там даже траву не косят... только и детей туда водит ровно ОДИН воспитатель во всем саду...

Reply

dz0rin October 16 2015, 12:16:28 UTC
Я знаю, Маша, и помню, что в советские времена мест в садах тоже не хватало. Даже в окраинных районах города с этим было не просто (хотя, далеко не так, как это дело обстоит сейчас). И в густонаселённых городских районах открывали дополнительные садики, например, на первых этажах обычных жилых домов, так как новое типовое здание сада с прилагаемой к нему территорией в этих районах построить уже не представлялось возможным. Подобное решение принималось от безвыходности, а не потому что это считалось чем-то вроде нормы. Моя двоюродная сестра ходила в такой сад, они в то время как раз жили в центральном районе Новосибирска. Однако, территория любого типового сада (в т.ч. сталинская планировка, даже если сад всего лишь на 4 группы; я ходил в такой садик) предусматривает минимальное пространство не только для прогулок, но и для посадки деревьев (все изучаемые виды хвойных и лиственных деревьев в каждом саду высаживались не только на каждой из площадок, но и отдельным лесочком, и никто из сотрудников при этом и пикнуть не смел - трудились ( ... )

Reply

ama_tama October 16 2015, 12:20:33 UTC
Кааакие уточки :) у нас аквариум в группе был по инициативе родителей, и то один год только продержался, воспитателей вечно пугали СЭС, хотя я даже предлагала документы из зоомагазина липовые предоставить на рыбок, была возможность.

Reply

dz0rin October 16 2015, 12:44:08 UTC
Да, хлопотное это дело для воспитателя, Маша, содержать живой уголок, где и аквариум литров на 500, и вольер для попугайчиков и канареек, и клетка с ужиками, и черепашки (Скороход и Тартилла у нас жили), и цветник даже в группе содержится, и огород на окнах высаживается..., сам работал в саду, поэтому знаю что говорю :) Но птицы и животные не содержались в одной лишь группе, а распределялись по группам (воспитатели периодически обменивались питамцами, чтобы дети могли за всеми понаблюдать и поухаживать; я помню, например, как мы роды не только у живородящих рыбок "принимали", но и у хомячков, например, и как воспитательница боялась, что хомячиха в очередной раз пожрёт потомство, пряча его от наших взглядов :), кроме того был общий живой уголок, где жила, скажем, белка, ёжик... Потому и пугали СЭС, чтобы как-нибудь снять с себя ответственность и под этим предлогом отказаться хотя бы от этих "несносных" живых уголков (это в застойные времена, видимо, уже начали делать; и вот результат - теперь территории садов вообще пустынны; добились- ( ... )

Reply

ama_tama October 16 2015, 15:11:52 UTC
Это не воспитателИ, а воспитателЕЙ пугали СЭС, наверное, начальство (оно еще и заливать ледяные горки запретило, как хотела единственная на весь сад инициативная воспитательница). Думаю, что реальных проблем с СЭС может и не было (документы я тогда предлагала сделать), а вот нервов потрепали, так кому это нужно.

Reply

dz0rin October 16 2015, 16:01:26 UTC
Согласен, позиция воспитателей редко противоречит установкам заведующей...
У нас в академгородковских детских садах, где я когда-то работал, воспитатели до сих пор всё делают как полагается, в т.ч. и горки ледяные, и ледяные дорожки заливают сразу, как только первый снежок появляется :)

Reply

ama_tama October 16 2015, 17:58:49 UTC
Здорово :)

Reply

dz0rin October 16 2015, 20:05:07 UTC
Смотря для кого :)) Многим воспитателям от этого, мягко говоря, не по себе.

Reply

dz0rin October 16 2015, 12:59:14 UTC
Меня ещё удивило, что ребёнка у них можно приводить в любое время. По факту это означает, что никакого результата им никто гарантировать не собирается, и родители с этим в принципе согласны. Пришли, сдали ребёнка в камеру хранения, пришли, забрали...

Reply

ama_tama October 16 2015, 15:14:43 UTC
Меня б устроило :)) Куда больше, чем строгость режима. Наши принципиальные и болеющие за результат воспитатели нередко начинали занятие несмотря на то, что мы с ребенком находимся в раздевалке и уже почти разделись, делов-то было 3 минуты подождать. Чай не школа и звонок не звенит.

Reply

dz0rin October 16 2015, 15:56:43 UTC
При чём тут строгость режима? Если ребёнок пропустит одну лишь экскурсию, он как минимум на целую неделю потом будет выключен из жизни группы. Если дети и рисуют то, что на экскурсии видели и делали, и лепят то же самое, и в игре все эти представления моделируют? Как восполнить эти представления? С мамой после работы в тот же порт или в тот же гараж прийти с экскурсией индивидуальной?.. А если ребёнок пропускает только одно занятие по математике? А в это время практически все дети пришли уже к определённым обобщениям, что тогда для ребёнка можно сделать, чтобы он восполнил эти пробелы? Куда его ещё возможно поместить, в какую "среду", чтобы он понял те же самые вещи? Дома, в общении с родителями "наверстать"? Если б это в принципе было возможно, тогда и системы дошкольного образования никогда не возникло - за ненадобностью...

Reply

ama_tama October 16 2015, 17:48:34 UTC
Всё бы так, кабы дети не болели и не пропускали по каким-то другим причинам (допустим, сейчас мы ходим в будни к логопеду, а раньше в бассейн ходили - и мы совершенно не уникальны в этом вопросе). Поэтому так или иначе, а предоставить ребенку возможность восполнить какие-то пробелы придется.
И не зря Вы назвали садик "камерой хранения" - большинству образованных родителей садик как СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ не нужен. Если бы можно было отпустить ребенка гулять во двор, не боясь, что с ним что-то случится, я бы и вообще не водила ребенка в сад. В идеальных условиях, когда у родителей есть время на ребенка и у ребенка есть возможности для общения дома, востребованным оказывается не сад с режимом и ежедневным многочасовым пребыванием, а развивалки раза два-три в неделю на полтора-два часа, и то если родители не считают себя способными дать ребенку это самое дошкольное образование.
Профессиональные педагоги и специальная среда - это круто, но ребенок может и в общем-то должен расти в семье.

Reply

dz0rin October 16 2015, 18:16:45 UTC
Здоровье ребёнка в детском саду в первую очередь зависит от того, насколько глубоко он понимает всё происходящее там, насколько заинтересован в деятельности и насколько при этом субъектен-самостоятелен. Если же вырвать его из образовательного процесса, пусть на небольшое время, то вернувшись, он уже не в состоянии туда встроиться. Это бьёт по его самооценке. И ослабляет иммунитет. И это - замкнутый круг... Всё это справедливо, если педпроцесс вообще какой-никакой имеется, и если это изначально не камера хранения, пусть и красиво оформленная, а дошкольное учреждение.

А насчёт образованных родителей Вы ошибаетесь. Не так мало образованных людей понимают, что после 4-5 лет дать ребёнку то что нужно для развития семья уже не может. Потому и профессора, и доктора наук, включая вполне обеспеченных, у нас в Академгородке приводили и будут приводить своих детей, внуков в садики.

Reply

ama_tama October 16 2015, 18:28:17 UTC
Не соглашусь, но я свои доводы уже описала.
Для меня нормальный педпроцесс - это не непрерывное производство, из которого нельзя выпасть. Это наоборот очень индивидуальный процесс, в котором каждый движется своим темпом. С другой стороны, невероятно развивающей оказывается разновозрастная группа детей. Детям безусловно нужна общая деятельность, но это скорее клуб, чем сад.

Reply

dz0rin October 16 2015, 18:39:54 UTC
Вы сравниваете возможности ребёнка как минимум с возможностями продвинутого студента, который может войти на лекцию где-нибудь в середине или в её конце и по услышанным фразам лектора восстановить примерное содержание всего предшествующего разговора.

Я не предлагаю поставить детей в станки и организовать производство, тем более, не предлагаю загонять темпы освоения чего-либо и тем самым не считаться с индивидуальным возможностями, и даже совсем напротив (!)... Не предлагаю отказаться от той степени свободы в общении и взаимодействии, какие возможны как в любом уважающем себя дошкольном учреждении, так и в уважающем себя клубном учреждении :)

Reply

dz0rin October 16 2015, 16:09:28 UTC
Если можно "подождать" 3 минуты, Маша, тогда и пять, и десять минут - тоже можно будет, в подобной ситуации в следующий раз? И если можно подождать одного ребёнка, почему бы не подождать всех, кто опаздывает? А десять минут во II младшей - это уже целое занятие. Вот так-то... Нет уж, дорогие родители. Подстраивайтесь в педпроцесс самостоятельно.

Reply


Leave a comment

Up