Click to view
Такова сложившаяся на сегодняшний день ситуация. Сделал ролик ребёнок, искренне желающий помочь своим товарищам, другим ученикам, которые хотят нормально учиться, радовать своих родителей, но испытывают определённые трудности, пытаясь запомнить текст стихотворения наизусть. И этот ребёнок - один из тех, кому взрослые даже не потрудились объяснить, зачем, для чего учить стихи. В массовой школе некогда этим заниматься, некогда работать над смысловой стороной речи. И не только дети, но и многие родители решили для себя, что... а никакого смысла здесь искать и не нужно.
На эту тему размышляет московский учитель, преподаватель русского языка и литературы, блогер Райский Сергей Игоревич:
Оригинал взят у
rayskiy_sergei в
Зачем учить стихи наизусть?Попросили - сформулировал.
1) Есть формальная сторона дела - требования школьной программы по литературе: некий набор текстов надо знать. Это можно объяснять по-всякому; кроме тренировки памяти (по-моему, это очевидная польза), на мой взгляд, самый разумный вариант объяснения следующий: знание стихотворных текстов значительно изменяет к лучшему то, что мы привыкли называть культурным багажом.
2) Неформально, то есть от себя, могу сказать следующее:
во-первых, знание поэтических текстов даёт иное, личностное восприятие историко-культурной парадигмы XIX и XX веков (что, как я полагаю, куда лучше действительно мёртвого "чистого" знания исторических фактов и имён);
во-вторых, чем больше стихов знает человек, тем выше его шансы понять и других людей, и - что важнее - другие художественные тексты (скрытые цитаты, аллюзии и пр.), то есть знакомство с определенным набором произведений позволяет получить гораздо больше удовольствия от всей остальной литературы;
в-третьих, знание поэтических текстов поможет человеку стать частью определённого (и далеко не худшего!) круга;
в-четвёртых, это знание включает человека в ту самую цепь, об отсутствии которой у иных так много уже сказано (от "порвалась связь времён" до "иванов, не помнящих родства");
в-пятых, именно адекватное чтение наизусть - следствие и свидетельство того, что текст не просто был один раз пропущен через душу (задания для маленьких вроде "подготовьте фрагмент для выразительного чтения"), а остался в душе навсегда, стал её частью, как ни пафосно это звучит;
в-шестых, хранящиеся в памяти поэтические тексты работают (даже странно это объяснять) на развитие речи, и не просто речи, а речи образной, яркой, богатой, гибкой и точной;
в-седьмых, в нашей стране и посадить могут, причём совершенно неизвестно, за что и на сколько, и шансы психически сохраниться (да и просто выжить) куда выше у того, кто знает наизусть Пушкина или Пастернака, чем у того, кто не знает (пока я два года был рабом в советском стройбате, мама по моей просьбе присылала мне в письмах стихи русских поэтов (вот просто переписывала от руки), чтобы я не свихнулся и не оскотинился).
Формулировал наспех, так что наверняка сказал не всё, а то, что сказал, может быть, сказано неуклюже. С удовольствием обсудил бы.
UPD. Очень признателен комментаторам. Запись уже дополнена. Надеюсь, дополнения ещё будут.
_______________________________________________________________________________________
В комментариях к посту мы с автором обсудили эту тему:
dz0rin Всё так. Только помнить стоит об одном.
Каждое бессмысленно заученное словечко крошечной капелькой яда гнездится где-то в подсознании...
rayskiy_sergei Этот пост написан как раз для того, чтобы заучивание было осмысленным.
dz0rin Тогда, для полноты, было бы хорошо дать и определение мышления. И, исходя из него, что значит, "осмыслить" текст? Мне интересен Ваш взгляд на это.
rayskiy_sergei Определение мышления можно найти в любом словаре. Если очень нужно позанудствовать - в энциклопедическом психологическом словаре. "Осмыслить" означает именно
осмыслить, ничего больше. /.../
dz0rin ...В контексте Вашего поста, как я понимаю, для родителей во всяком случае, очень важно понять, достаточно ли полно осмыслил ребёнок заучиваемый текст, либо есть некоторая, а может быть и полная иллюзия глубокого понимания им этого текста...
rayskiy_sergei Я не питаю иллюзий, в смысле - не думаю, что найдётся много родителей, которые этот пост примут к сведению. А те, кто примет, на мой взгляд, способны и сами понять текст, и ребёнку помочь.
dz0rin Когда просишь какого-нибудь ребёнка, например, пересказать заученное стихотворение своими словами, т.е. перевести вроде бы понятый им знаковый-словесный ряд в иную, индивидуальную символическую речевую систему, дополненную понятными для него жестами, мимикой и пр. дополнительными символами, либо просишь его зарисовать каждое предложение этого стихотворения, каждый смысловой образный компонент, либо предлагаешь например самостоятельно замоделировать это с помощью любого материала(лов)... и т.п., то вдруг обнаруживаешь, что ребёнок ни с одной из этих задач справиться не может...
rayskiy_sergei Не уверен, что такие задачи вообще нужно ставить перед детьми. Или тогда надо сначала учить их этому, то есть хотя бы два-три текста проанализировать вместе с ребёнком. Язык поэзии вообще слабо поддаётся такому переводу, по-моему.
dz0rin Прошу заранее простить за несколько объёмный и быть может занудный комментарий.
Во всяком случае, другого способа хотя бы приблизительно понять, имеется ли у ребёнка представления о мире, а также переживания, связанные с этим его опытом, с целыми быть может жизненными событиями, случалось ли с ним вообще что-либо подобное, описанное автором в стихотворении, по-моему, не существует. Специально научить всему этому тоже невозможно. Не возможно представления и переживания как бы "переложить" из одной головы в другую.
Необходимо погружение в реальный мир, чтобы эти близкие представления и переживания ребёнок мог приобрести. И только после этого возможна становится (но, ещё и при некоторых благоприятных условиях...) полноценная реализация собственных представлений, скажем в игре-моделировании, в рисунке, танце и т.д.
А потом логично обращение к аналогичному опыту, пережитому, скажем, сверстником (как наиболее близкому и понятному из всех остальных окружающих его людей) и зафиксированному близким для него символическим рядом. Тогда впервые появляется сама возможность научиться расшифровывать язык, используемый другим лицом для обозначения своих переживаний и представлений. Для сопоставления своей картины мира, своего к нему отношения со своим же представлением о том, как видит этот же аспект окружающего мира другой человек. Здесь же возникают некоторые противоречия, несоответствия при сопоставлении. И ребёнок может догадаться, при соответствующих условиях взаимодействия конечно, что его представления либо неполные, либо в чём-то неточные. При необходимости он может вернуться в действительность, если нужно всё это для себя подтвердить. Т.о. его представления расширяются и уточняются, он приходит к новым умозаключениям. Так, насколько я понимаю, работает мышление.
А потом возникает уже возможность понять более сложные тексты, зафиксированные в знаково-символической культуре. Но и они должны быть тоже близкие к имеющемуся у него собственному опыту...
rayskiy sergei Это всё понятно, я о другом: по-моему, ребёнок не может выполнить такие задачи оттого, что для него это совершенно незнакомый вид деятельности, а значит, ему нужно показать, как это делается, прежде чем требовать от него результата. Я, например, трачу несколько уроков на то, чтобы научить пятиклассников читать стихи вслух, потому что из началки они выходят с совершенно дикими представлениями о т.н. чтении с выражением, то есть мне приходится им мир переворачивать, по сути.
dz0rin Согласен. Если позволите, продолжу, чтобы уточнить. Предложения получились очень длинными и заковыристыми, но так получилось вроде бы более целостно. Хотя, можно разбить высказывания на фрагменты и развернуть потом что-то по отдельности... Если всё это Вам уже хорошо известно, значит отнеситесь к этому так, как если бы я говорил в основном только для себя, хорошо?
До тех пор пока ребёнок не откроет для себя, самостоятельно, без какого-либо показа со стороны взрослого (это принципиально важно), для начала самые элементарные способы фиксации собственных представлений во вне (представления, которые, повторюсь, - увы, как забывают многие родители и даже целые общепринятые пед.концепции, - ему ещё необходимо предварительно приобрести), - с помощью собственного тела целиком, а потом и его частей, т.е. жестов (это принято обозначать не совсем удачным термином "подражание", более удачно - образная игра), линий-"заместителей" (это детский рисунок), предметов-символов-заместителей (подлинная символическая игра), символической речи (где пока нет понятий, но за каждым словом есть конкретные образы...), - до тех пор ему в принципе нечем не только удерживать собственные представления и психические состояния, с ними связанные (т.е. у него воли не формируется, им управляет либо непосредственное восприятие, либо случайно возникающие ассоциации...), но и мыслить он в таком случае не может, ему нечем мыслить, нечем сопоставляться с другими, хотя бы сверстниками, не говоря уже о взрослом, у которого много смыслов, контекстов за теми же словами например...
Но в момент, когда ему взрослый даёт, например, готовые образные игрушки и показывает, как с этим действовать, это никак не гарантирует возникновение способности видеть как бы "за" куклой, например, образ* маленькой конкретной девочки (это может быть младшая сестрёнка; но проблема ещё в том, что подобрать такую куклу, которая будет реально соответствовать конкретным представлениям о сестре, которые сложились у ребёнка в данный момент, понимаете, почти невозможно, легче всего ему эту куклу сделать для себя самостоятельно, хоть из чего-нибудь...), и удерживать этот живой образ в сознании на протяжении всей игры при помощи этого игрушечного символа. Причём, образ будет удерживаться где-то над затылком, а кукла-символ, с помощью которого это станет впервые возможно, будет оставаться у ребёнка в руках. В противном случае - это будет не игра, а псевдо игровая деятельность, лишённая возможности какого бы то ни было дальнейшего развития. Более того, ведущая в конечном итоге в те или иные формы лёгкого невроза, заканчивая патологией. Точно также и с заученными стихами и способами их воспроизведения ("с выражением"), которые детям дают с тем, чтобы создать впечатление у слушателя, что ребёнок удерживает при чтении какой-либо образ...
_________________
*Под понятием образ здесь подразумевается целостный комплекс сенсорных ассоциаций, т.е. отнюдь не только зрительных ассоциаций, что может вполне сформироваться под воздействием пассивного просмотра, например, картинок в книжке, и даже не зрительно-слуховых ассоциаций, что возможно приобрести после просмотра фильма... Последние - весьма убогие, ущербные образования, по сравнению с первым...
rayskiy_sergei Понимаю. Во всяком случае, сейчас мне кажется, что понимаю.
Когда я говорил о том, что учу их читать стихи, я имел в виду вовсе не замену личного восприятия моим образцом. Это трудно объяснить без аудиозаписей, но попробую. Они читают стихи, как в детском саду под ёлочкой: с излишней экзальтацией, с немотивированными логическими ударениями, с непременной большой паузой в конце каждой строки, а часто и с одинаковым для каждой строки или каждой пары строк интонационным рисунком. Я же учу их видеть, что стихотворный текст есть прежде всего текст, и читать его нужно, ориентируясь на знаки препинания в первую очередь, а всё остальное вкладывать в зависимости от своего понимания.
dz0rin Спасибо, что вникли в мои вирши.:)
Да, то о чём Вы говорите, тоже очень важно. Чтобы дети не слишком увлекались внешней стороной звучания, ритмикой стиха самого по себе. И техника чтения сама по себе не есть главное или второстепенное. Это целостный процесс, смысл которого - перевод печатных знаков в конечном итоге в собственные представления, то есть процесс одухотворения текста. Без того, о чём я попытался рассказать, при отсутствии подлинных представлений об окружающем мире, при нехватке собственного жизненного опыта, аналогичного описанному в тексте, нагрузка идёт исключительно на левое, "знаковое" полушарие. Отсюда - проблемы, начиная с неврозов, психосоматических заболеваний (астмы, гастриты, колиты, косоглазие, заикание...) и далее, вплоть до психических травм. Я это лишь хотел уточнить для читающих Ваш блог родителей. Только свободно действуя в соответствующей предметной среде, можно получить адекватное полноценное о ней представление. Другого способа, увы или к счастью, не существует.
С уважением! Дмитрий.
rayskiy_sergei Спасибо!