Клавишные музыкальные инструменты - это сочетание соединённых вместе миди-контроллера (клавиатуры и ручек-кнопок) и миди-тон-генератора (софтины, которая получает от клавиатуры миди-события и реагирует на них, производя звук).
Миди-стандарт, который переносит между ними информацию, был создан человеком совершенно гениальным. Регулярность и структурность миди для современного костыльно-кривого айти мира - как свет далёкой звезды. Красиво и недостижимо. Миди-поток умеет передать больше, чем исполнитель может реально наисполнять. Правда.
В частности, миди-поток умеет передавать две вещи, про которые знает 0.01% исполнителей и которые поддерживаются 0.1% миди-контроллеров.
Это polyphonic aftertouch и release velocity.
Полифоническое послекасание - это как послекасание, но полифоническое. :)
Окей. :) Послекасание (в пианино оно не бывает) - это управление уже изданным звуком через давление на уже нажатую клавишу. Сначала жмём на клавишу. Клавиатура при этом передаёт в синтезатор обычную velocity - скорость движения клавиши вниз, и синт издаёт звук той или иной громкости и тембра. Но дальше, когда клавиша уже нажата, датчик послекасания позволяет - "додавив" клавишу - менять тембр уже взятой ноты.
Обычных клавиатур послекасание замеряется глобально для всей клавиатуры. Это уже неплохо, но не позволяет артикулировать ноты отдельно. Послекасание полифоническое замеряет каждую клавишу отдельно, что, конечно, открывает новые возможности.
Скорость отпускания клавиши - вообще удивительно простая вещь, которая не реализуется изготовителями просто из глупости и лени. Замеряется она точно так же и точно тем же, чем и как замеряется скорость нажания (временем пролёта среднего контакта от верхнего к нижнему и обратно), вся софтверная часть на контроллере по определению присутствует, так что - непостижимо, почему этого нет повсеместно.
Для чего они реально нужны. Послекасание нужно просто везде, кроме звука фортепиано и органа. Да и то, у органа на послекасание органично вешается скорость лесли (rotating speaker). А у звуков синтезаторного, струнного, духового, да всех остальных типов послекасание is a must. Скорость отпускания в любых звуках совершенно естественно ложится на управление временем release в ADSR усилителя, а для звука клавесина, который просто-таки звучит на отпускании (у него, насколько я знаю, металлический демпфер вызывает подзвучку при отпускании клавиши) скорость отпускания - натуральный параметр.
Так вот. Товарищи Роланд, Корг, Фатар, Ямаха и Курцвейл. Совесть есть? Где уже нормальный современный мастер-кейборд с полифоническим афтатачем и релиз велосити? Вы дождётесь, что уже
cme съест у вас рынок.