(no subject)

Mar 22, 2013 00:05

Я вчера посмотрела последнюю экранизацию Джен Эйр. Руфад тоже со мной поглядывал, от своего ноута. Кстати, оказалось, что он не только не читал Джен Эйр (простим это мужчинам), но даже не знает, кто это (за кого я вышла, божежмой!).
В общем, развеяла его дремучесть.
Я очень-очень люблю эту книгу, одна из моих самых любимых, перечитывала ее много раз в разных возрастах и каждый раз нахожу в ней что-то новое, и какие-то новые мысли она во мне вызывает.
В целом, экранизация эта с Мией Васиковской в главной роли мне не понравилась от слова "совсем". Она и Алисой была деревянной, и Джен Эйр оказалась пришибленной. Правда, остальные персонажи не лучше, и вообще, Джен по книге главная дурнушка из всех действующих лиц, а тут Васиковска самая хорошенькая. Кузины-красотки - настоящие крокодилицы, Сент-Джон похож на крысу. А вот мистер Рочестер наоборот, "подкачал" в плане некрасивости.
Мне вообще больше всего нравится экранизация 1996-го года, там Джен именно такая, как я ее представляю. Ну, Дзеффирелли же, я и от его "Ромео и Джульеты" каждый раз плачу, как дитя.
В Джен должны бурлить скрытые страсти - ведь самые сильные отрывки в книге - именно ее размышления, мечты, стремления и страдания. А у Васиковской глаза дохлой рыбы. И ее беседы с мистером Рочестером - они же такие насыщенные были и чувственные, а тут два диалога за весь фильм, и с чего они полюбили друг друга - слабо понятно. И как он ее мучал неопределенностью - это же было таким важным моментом развития их отношений и многое открывало о его характере, а тут этой неопределенности практически не было, а та, что была, исходила от других людей, не от самого Рочестера.
Ну, в общем, это такое, бывали и похуже экранизации классики. Но очередные новые мысли я из фильма все-таки вынесла.
Подумалось, что вот эту книгу считают одой эмансипации, и сама Джен постоянно высказывается в духе того, что у женщин должно быть другое предназначение, и все ее поступки показывают, что она стремилась сама создавать свою судьбу. И потом ей таки провидение послало для этого все возможности - независимость, богатство, предложение руки от социально активного Сент-Джона, с которым в паре она возможно в колониях бы таких миссионерских подвигов натворила, что мама не горюй. В конце-концов, могла открыть школу для девочек и совершить грандизоные для того времени педагогические реформы. Педагогический талант у нее ведь имелся. Или уехать на Мадейру и приумножать дядино богатство. Это ли не превосходные поприща для самореализации?
И что же в конце концов? Наша свободолюбивая Джен, мечтавшая о далеких далях, вернулась в упадочную деревню к немолодому инвалиду с нестабильным характером. И все стремления коту под хвост.
Поделилась этими размышлениями с Руфадом, а он ответил: "Да, но ведь это был ее личный выбор".
И ведь он прав. Свобода ведь не в том, чтобы лететь куда-то за тридевять земель на всех парах, свобода в том, чтобы иметь возможность это сделать, даже если ты никогда ею не воспользуешься. И, возможно, бОльшей свободой есть не воспользоваться этими возможностями, потому что это менее логичный и естественный путь.
Так что да, Джен таки достигла той свободы, к которой стремилась.
Хотя, с другой стороны - возможно, мораль сей басни такова, что любовь и пребывание рядом с любимым человеком в конце-концов оказываются главным приоритетом даже для самой эмансипированной женщины :)

частное мнение, фильма, книги

Previous post Next post
Up