Apr 15, 2012 17:34
Закончила вчера читать "Ярмарку тщеславия" Теккерея. Да, к своему стыду, я ее прочла первый раз. Когда-то начинала, но не пошло. Видно, не доросла еще тогда.
А теперь вот очень даже пошло, несмотря на то, что я вообще не очень-то люблю литературу середины 19 века во главе с ее самым ярким представителем Оноре нашим де Бальзаком. Но о своей нелюбви к нему я тут уже не раз признавалась, а вот Теккерей меня приятно удивил. Хотя и ему присущи все эти неотразимые томные женщины и бравые офицеры, где первые на самом деле скучные курицы, а вторые - необразованные мямли. Но хотя бы нет раздражающих бальзаковских утверждений в стиле "У нее было бледное лицо, как у всех женщин с длинными волосами" (откуда господин Оноре взял эту физиологическую особенность, я уже долгие годы силюсь понять).
И что самое удивительное, при таком-то названии и постоянном обличении прогнивающего высшего общества - хеппи энд.
Только вот непонятно, какое же это обличение и какое же это общество прогнивающее, если в конце скучная курица насквозь положительная Эмили Осборн и унылый мямля до корней волос порядочный полковник Доббин начинают жить долго и счастливо, а прожженная развратница и врунья Бекки Шарп оказывается на самом дне европейского общества? А ее супруг, которого тоже хаяли на протяжении всего романа (но который был единственным, как по мне, человеком в произведении, способным на настоящие чувства и эмоции, а также, как характер, хоть куда-то развивался), умирает от желтой лихорадки один на своем далеком острове?
Чего-то тут у Теккерея не складывается.
А еще, насчет интимных деталей - может быть, читатель 19-го века и сам должен был все понять по намекам, но мне в 21 веке непонятно - в чем состоял разврат Ребекки? В том, что она у себя принимала мужиков в отсутствие мужа и компаньонки, пела им на пианине и позволяла целовать пальчики? Или это такие изящные иносказания, а на самом деле у нее все куда дальше заходило? Нипанятна... Или когда она за Джозом Седли таскалась по всей Европе - они спали вместе или она просто с ним тусовалась, а он ей за ее приятное общество покупал бриллианты и оплачивал счета?
Я, наверное, наивная, но мне правда непонятна эта недосказанность.
Хотя, у Дюма вон тоже д"Артаньян и Констанция считаются любовниками, а они на самом деле, судя по написанному, виделись раза три в жизни и едва ли друг ко другу прикасались. Тогда измена и вообще любовная связь определялись по-другому или все-таки авторы так завуалированно передают сексуальные отношения, а тогдашний читатель все правильно понимал?
Ну, да речь не о мушкетерах. А Бекки Шарп мне даже вначале показалась симпатичной - даже какое-то сочувствие к ней было, все-таки в те времена и правда девушке "без связей" невозможно было никуда протолкнуться дальше гувернантки в почтенном семействе. Симпатия пропала лишь тогда, когда она начала не любить своего сына и лезть в самое высшее общество - все-таки, даже самые пропащие авантюристки должны ценить кровь от крови своей и знать свой потолок. Эта явно не знала.
Не знаю, зачем это пишу. Небось, смеетесь про себя и думаете - ну и дурочка, какие наивные рассуждение о классике! Но знаете, я никогда к классике не испытывала особого благоговения. А некоторых ее представителей так просто совершенно не понимаю. Как и преклонения перед ними. У меня к книгам и фильмам подход Станиславского - если верю, то нравится. Теккерею вот поверила, а Бальзаку, например, - ни одному слову. Какие-то у него вымученные книги.
А может, я просто не могу ему простить, что уже вошла в бальзаковский возраст, который является синонимом увядания женщины, тогда как у Бальзака это - тридцать лет? :)
любознательное,
частное мнение,
книги,
нипайму,
досуг