Однажды в дверь начальника Управления политической полиции МВД Латвии Яниса Фридрихсонса постучался неизвестный. Дело было в январе 1940 года.
Конечно, неизвестный сначала поговорил с секретарем и представился - как иначе. Но имя его начальнику политической полиции ничего не говорило. Икскюли - древний немецкий дворянский род, но уж больно разветвленный. Зато у незнакомца была визитная карточка с росписью коллеги Фридрихсонса - директора Управления полиции МВД Эстонии Йохана Соомана.
Пройдя в кабинет, неизвестный сразу взял за рога.
"ИКСКЮЛЬ сказал мне, что явился к мне для переговоров от имени представителей АБВЕР-2 из Кенигсберга (2-я разведывательная служба Кёнигсбергского военного округа) КЛЕЕ и РАМЕЛЬМЕЕРА, которые находятся в данное время в Риге и хотят со мной встретиться. ИКСКЮЛЬ сказал, что эти немцы уже говорили с СООМАНОМ о его работе в пользу Германии и получили его согласие, а теперь хотят по этому вопросу переговорить со мной".
Фридрихсонсу было предложено вспомнить, что он по происхождению балтийский немец, принять германское подданство и вместе с семьей переехать в Германию для работы на Абвер. Разумеется, с документами и агентурными делами.
Ошеломленный начальник политической полиции сказал, что если представители Абвера хотят поговорить, пусть приходят. Не через посредников же общаться.
Тем же вечером двое абверовцев явились в здание управления политической полиции, однако Фридрихсонс их под благовидным предлогом не принял и наладил за ними наружку. Наружка, однако, сопровождала немцев недолго: оказалось, что их прикрывают люди из разведотдела Генштаба латвийской армии. Начальник агентурного отделения разведотдела Николай Ланге был немецем и работал на германскую разведку бог знает с какого времени.
Министр внутренних дел Фридрихсонсу разрабатывать абверовцев запретил и тогда тот, бросив дела, поехал в Эстонию, к Сооману. Сооман подтвердил, что знает Икскюля и осведомлен о деятельности абверовцев, но лично с ними не встречался. Этого Фридрихсонсу было достаточно.
"Вскоре после моей поездки в Эстонию КЛЕЕ и РАМЕЛЬМЕЕР вернулись в Латвию... После приезда они днем посетили меня в полиции. Причем КЛЕЕ, поздоровавшись со мной, передал мне «привет от СООМАНА». Я на это резко ответил КЛЕЕ, что СООМАНА я видел позднее, чем они. После этого разговор был прекращен, КЛЕЕ и РАМЕЛЬМЕЕР ушли, не сделав мне лично предложений, переданных ранее через ИКСКЮЛЯ".
Вербовка германской разведкой директора политической полиции Латвии не удалась; пришлось Абверу довольствоваться тесными контактами с латвийской военной разведкой.
-------------------------------
К сожалению, из всех упомянутых лиц у меня есть фотография лишь Йохана Соомана, начальника политической полиции Эстонии. Вот она: