Психология, как отдельная наука, существует немногим больше 100 лет и такой вид помощи, как психотерапия, становится в последние десятилетия все более популярным, востребованным и разнообразным
( Read more... )
- А по моему первому вопросу - имеются ли в гештальте достаточно эффективные в достаточном, не знаю, количестве, методы и инструменты для работы с травмой и пограничным уровнем, или здесь все же лучше обращаться к другим направлениям - той же психодинамике?
Инструменты есть, и для травмы, и для ранних нарушений - в любом случае, клиент приходит с каким-то своим процессом и способом контактирования, которые выражаются в каждый момент, и видеть эти способы и смотреть, что происходит в контакте - гештальт позволяет и имеет для этого возможности и техники.
Насчет того, куда лучше обращаться - вот честно - не знаю, думаю, что очень многое зависит от терапевта. Хотя, логично, что если в анализе есть теория, то он и работать должен более четко. У меня самой больше семи лет аналитической терапии, но я бы не сказала, что в ней я дошла до своей травмы - и во многом, как я сейчас понимаю, потому что мне было недостаточно диалогичности и внимания не только к бессознательному, а просто ко мне, как к человеку.
Но в аналитической терапии действительно есть теория развития, которой нет в гештальте - тут мы заимствуем и в самом гештальте, теории, описывающей природу ранних нарушений - нет, есть способ иметь дело с их проявлениями.
- Или, если все-таки гештальт, то обязательно только в сочетании с другими подходами?
В основном так и бывает. Люди приходят в гештальт с академическим образованием по психологии и понимание психических процессов и развития не ограничивается гештальт-подходом.
- То, что вы описали - этому учат при обучению гештальту, это его официальная позиция, что ли, или это вы описываете свой подход к работе?
Чему точно учат - так это следованию за процессом клиента, диалогу, вниманию к происходящему в контакте, четкому различению того, что происходит с границами. В базовой программе, пожалуй, все-таки нет глубокого изучения работы с травмой и акцентуациями или нарушениями личности; эти темы есть, они разбираются, но скажем так - чтобы можно было их в практике узнать и дальше разбираться - либо в супервизии, либо на специализации учиться работать с этим глубже. Специализации же есть, хорошие, глубокие, в гештальт-институтах, как раз и про травму, и про зависимости, и про личностные нарушения, но опять же - там есть включения и других подходов.
Довольно расплывчатый ответ получился( не могу сказать, что каждый гештальт-терапевт будет работать подходящим для "раннего" клиента образом, но в то же время - вижу вокруг и знаю достаточно вменяемых терапевтов, которые это умеют и делают, используя гештальт-подход.
Нет, ответ очень обстоятельный и практически на все, что меня интересует. Буду обдумывать. Спасибо большое, что уделили мне время и что так подробно ответили!
Инструменты есть, и для травмы, и для ранних нарушений - в любом случае, клиент приходит с каким-то своим процессом и способом контактирования, которые выражаются в каждый момент, и видеть эти способы и смотреть, что происходит в контакте - гештальт позволяет и имеет для этого возможности и техники.
Насчет того, куда лучше обращаться - вот честно - не знаю, думаю, что очень многое зависит от терапевта. Хотя, логично, что если в анализе есть теория, то он и работать должен более четко.
У меня самой больше семи лет аналитической терапии, но я бы не сказала, что в ней я дошла до своей травмы - и во многом, как я сейчас понимаю, потому что мне было недостаточно диалогичности и внимания не только к бессознательному, а просто ко мне, как к человеку.
Но в аналитической терапии действительно есть теория развития, которой нет в гештальте - тут мы заимствуем и в самом гештальте, теории, описывающей природу ранних нарушений - нет, есть способ иметь дело с их проявлениями.
- Или, если все-таки гештальт, то обязательно только в сочетании с другими подходами?
В основном так и бывает.
Люди приходят в гештальт с академическим образованием по психологии и понимание психических процессов и развития не ограничивается гештальт-подходом.
- То, что вы описали - этому учат при обучению гештальту, это его официальная позиция, что ли, или это вы описываете свой подход к работе?
Чему точно учат - так это следованию за процессом клиента, диалогу, вниманию к происходящему в контакте, четкому различению того, что происходит с границами.
В базовой программе, пожалуй, все-таки нет глубокого изучения работы с травмой и акцентуациями или нарушениями личности; эти темы есть, они разбираются, но скажем так - чтобы можно было их в практике узнать и дальше разбираться - либо в супервизии, либо на специализации учиться работать с этим глубже.
Специализации же есть, хорошие, глубокие, в гештальт-институтах, как раз и про травму, и про зависимости, и про личностные нарушения, но опять же - там есть включения и других подходов.
Довольно расплывчатый ответ получился( не могу сказать, что каждый гештальт-терапевт будет работать подходящим для "раннего" клиента образом, но в то же время - вижу вокруг и знаю достаточно вменяемых терапевтов, которые это умеют и делают, используя гештальт-подход.
Reply
Reply
Leave a comment