Семинар Френка Саммерса

Apr 01, 2018 09:22

Решила прочитать «с ручкой» свой конспект с прошедшего семинара Френка Саммерса по работе с клиентами с хрупкой самостью.
Основное - лекция, плюс какие-то небольшие мои дополнения и мысли.

«Хрупкая самость» - иное название пограничной проблемы.

Самость - ощущение того, кем я являюсь, переживание собственной субъективности.

Хрупкая, размытая самость - внутренняя опустошенность, непонимание своего способа существования, отсутствие или хаотичное переживание своей идентичности.

Бессознательное намерение человека с хрупкой самостью - найти объект, который поможет чувствовать себя более сильно, устойчиво, при этом - именно близость другого является слишком сильным переживанием, размывающим границы и этим пугающим.

В этом - основная проблема такой психики: стремление слиться с объектом и появление тревоги и защитного дистанцирования.
(в шизоидной проблеме тот же корень - слабость собственного эго, невозможность контакта со средой, но шизоидная защита - уход, предохраняющий от столкновения с другими, а пограничная стратегия - поиск, попытка создания контакта, который оказывается невыносим).

Нарушения развития, приводящие к такому положению (доктор Саммерс опирается на работы Винникота).

Стадия абсолютной зависимости (от рождения до полугода) - младенец полностью зависим от опекунов, но не осознает этого, не осознает отдельности и существования других, все - это он.

Если его желания удовлетворяются - не возникает «зазора» между существованием и удовлетворением потребности и младенец переживает раннюю детскую грандиозность.
(при критичной неудовлетворённости - появляется опыт психотических состояний, оставляющий в психике следы невыносимых состояний ужаса и паники и заселяющий внутренний мир грандиозными плохими объектами - разрушающими, поглощающими и тд)

Стадия относительной зависимости (от 6-8 месяцев и старше) - ребенок зависим от опекающих людей и понимает это, у него появляется представление о внешней среде, о других людях, он начинает идентифицироваться с матерью и испытывать тревогу сепарации (у детей в этот период появляется страх чужих людей, так как осознается, что есть вполне конкретная мама, которая отдельна, независима и может быть утеряна).

Исчезает переживание своего всемогущества и на смену ему приходит переживаемая зависимость от других.

Движение от стадии абсолютной зависимости к стадии относительной зависимости - длительный, непростой процесс.
Переход от состояния всемогущества к переживанию зависимости от других, которые отдельны и имеют собственную субъективность - задача переходной фазы.

Особенность переходной фазы в том, что ребенок (в терапии - клиент) переживает объект и как отдельный, и как часть себя. Это рождает конфликт, который должен быть разрешен.

(классический переходный объект у детей - игрушка, одеяло - вещь, которая символизирует мать/опекуна и связанность с ним и находится в полной власти ребенка, но в то же время - отдельна и не является самим объектом, а лишь символизирует его, поддерживает образ матери в психике ребенка. Таким образом он ее не теряет при физическом отдалении, и интериоризирует, помещает внутрь себя, продолжает чувствовать связь)

Отношения между матерью и ребенком (и клиентом и терапевтом в терапии) проходят такую переходную стадию - другой уже отделен, но переходное пространство, те отношения в которых психика другого открыта, доступна и связь с ним стабильна - удовлетворяют и дают возможность интеграции этого образа внутри.

Это процесс изменения качества связи - от физической, наглядной она переходит на символический уровень, когда для ощущения связи не нужно конкретное присутствие другого, а его образ начинает существовать и поддерживать самость внутрипсихически)

Вот как раз при фрустрациях и травмах в течение переходной фазы появляется пограничная симптоматика. (Собственно, само название «пограничная» относится здесь к проблеме границ между субъектом и средой)

Травмы могут быть различного происхождения: потери, нехватка эмоционального внимания от родителей, различные виды насилия - все, что не позволяет ребенку «держаться» за взрослого и проходить вместе с ним эту фазу, «вбирая» образ «хорошей мамы» в себя.

Важным мне показался вот какой акцент: ребенок (клиент в терапии) интегрирует в себя образ не любого внимательного и устойчивого взрослого/терапевта, а того, в котором отражается сам.

То есть сначала терапевт вмещает (принимает, распознает и контейнирует) в себя клиента - его историю, чувства, потребности, а после этого он становится для клиента «хорошим объектом», интеграция которого усилит Самость.

В этом месте рассказа хорошо почувствовалось зачем приходить 3-5 раз в неделю на анализ - чтобы передать терапевту как можно больше себя, а не отдельные «кусочки».
Доктор Саммерс говорит о том, что важно в отношениях с такими людьми, в чем их большая нужда:
- быть "внутри" другого
- не быть забытыми
- быть принятыми

Для пограничной личности самая большая тревога в том, что другой человек - именно другой, не часть себя, которой можно управлять.
В этом месте человек сталкивается с потерей всемогущества и внутренней слабостью, пустотой и незнанием себя самого - соответственно, потребности невозможно распознать, а значит и удовлетворить.

Поэтому основное требование - стань частью меня, не будь отдельным, не имей своей субъективности, так как это опустошает и разрушает меня.

Это я словами написала, а человек с хрупкой самостью отыгрывает эти послания - чрезмерной агрессией, невозможностью контролировать свои аффекты, тревогой, неумением выстраивать и удерживаться в отношениях.

Как раз слова с таким человеком не имеют особого значения (в терапии это становится хорошо видно, когда интерпретации, вербальные послания - не работают, ничего не меняют) - так как уровень символичности не был достигнут, слова не являются выражением себя, вербальная коммуникация - фасад.

Реальность этих отношений и субъективность клиента в тех чувствах, которые появляются и ситуациях, которые разыгрываются.

В терапии (и в жизни) все либо слишком близко, либо слишком далеко.
Слияние - необходимо, чтобы попробовать себя найти, но оно разрушает - так как размывает границу личности.

Вина терапевта либо в том, что он - другой.

В случае с клиентом с хрупкой самостью его придирки и недовольство несовершенством терапевта признак различения отдельности, а не нарциссическая динамика.

Идеальным может быть внутренний объект, идеализация - возможная история про слияние, а вот замечание неидеальности - это признание другого - другим.

Но вина терапевта может быть и в том, что он слишком идеален, сонастроен с клиентом - тогда его не-отдельность размывает границы клиента и он сталкивается с переживанием своей внутренней пустоты и спутанности.

Невозможность удовлетворения рождает агрессию, опять же доктор Саммерс проводит здесь дифференциацию с Кернбергом, который видит агрессию, как неотъемлемую часть психики.
Саммерс подчеркивает, что агрессия - реакция на неудовлетворенность и распознавание потребности, стоящей за агрессией, может хорошо помогать.

Также целительно осознание терапевтом своих контрпереносных чувств - в этом проявляется его субъективность, отдельность - во-первых, которые необходимы в такой работе, во вторых - клиент получает отклик на себя и становится увиден, что снижает тревогу и спутанность внутреннего мира.

Что в случае развития, что в случае терапии - каждый феномен контакта обладает сильно заряженной двойственностью.

Слияние - желанно и невыносимо.
Субъективность, отдельность - вызывают ярость и тревогу сепарации и в то же время - помогают найти границы и развивать Самость.

И для матери/терапевта важно максимально внимательно настраиваться и адаптироваться к потребностям ребенка/клиента и в то же время - сохранять свою отдельность и субъективность, выдерживая бурю эмоций, которые это вызывает.
Previous post Next post
Up