Устаешь? - отдохни!

Aug 16, 2016 17:26



Есть один вечный вопрос - про лень.
Что могла бы - да не делаю, хотела бы даже - а все равно не делаю, и время есть, и возможности - но вот нет и все тут.
Я и сама по себе, в силу собственной уязвимости в этом вопросе много думала о действенности, активности, о том, откуда появляется энергия на выполнение задуманного, что помогает делать что-либо, а что мешает, какие функции несут на себе лень и прокрастинация, и что стоит за требованием высоких результатов от себя.

И тут две «ветви» для размышлений: первая - о силах, энергии, возбуждении и движении, а вторая - об умении отдыхать и расслабляться, о слабости, «выдохе».
Когда я исследовала, как у меня устроены оба этих потока, была крайне удивлена - обнаружила у себя довольно  гротескные представления и о напряжении, и о расслаблении.

И начать хочется с темы о полюсе «выдоха» - о праве на усталость, о времени «ни для чего», о бездействии и восстановлении;  о том, знаю ли я границы своих возможностей, умею ли отдыхать, принимаю ли собственную слабость?

При исследовании потребности в отдыхе, у большого процента людей в сознании появляется надсмотрщик с плеткой, который говорит что-нибудь типа: "какое отдохнуть? на том свете отоспишься!", "вставать и работать!  ноги в руки и бегом!", "ты ничего не успеешь, а время-то идет и жизнь проходит!", "ты ничего не добьешься и умрешь неудачником" и прочие духоподъемные фразы.

Я эту фигуру в себе ясно разглядела, когда заметила, что внутренне пугаюсь, когда мои дети по возвращении из школы просто лежат или читают, или сидят в компьютере - не делают ничегошеньки полезного, одним словом.
А как же польза? Дополнительные занятия? Развитие от рассвета до заката?

И я задумалась о том, что у меня-то в детстве не было достаточного для меня свободного времени на отдых (время какое-то было... права, что ли, не было?) - с раннего, через силу,  подъема в школу (в наших широтах - затемно почти весь учебный год), потом галопом - завтракать, собираться, бежать, чтобы не опоздать к звонку…  высиживать на уроках, независимо от степени бодрости и заинтересованности предметом, потом домой - и снова уроки, музыкалка, еще уроки, домашние дела...

Опции  «иметь право на усталость и отдых» попросту не было предусмотрено, легальный вариант передышки - болезнь... а дальше опять - бегом-бегом.

Счастливчики, которые начинали саботировать такой режим - получали клеймо прогульщиков, неудачников и людей, которым ничего не светит; то есть усталость  оказывалась чем-то плохим, лишним на празднике жизни, опасным даже - как устанешь, как начнешь спать, так и станешь лодырем и бездельником на веки вечные.

Но усталость ведь естественный «выдох», необходимый после любой деятельности, после любого «вдоха».
Попробуйте-ка только вдыхать - есть вероятность лопнуть гипервентиляции, а смысла и пользы - ни капли.

А дальше, если мы исключим из картины мира право на усталость и слабость - все связанное с активностью и деятельностью потерпит искажения.

Окажется вдруг, что дел дОлжно сделать миллион  и не устать,  закончив одно - можно сразу же, легко  и играючи,  приняться за другое.

А такие установки часто еще подкрепляются перфекционистской идеей, которая гласит, что все должно быть сделано быстро, идеально и с первого раза, да еще и без усталости.
Круто? - да, круто, только нереально.
Как сказала одна хорошая девушка: "арбуз надо есть целиком".

Еще одна странная штука - действие часто приравнивается к идее по легкости и скорости исполнения;
то есть, если кто-то что-то задумал и тебе предлагает сделать, якобы простое, легкое и нужное - ты точно должен потянуть и смочь, человек-то смог придумать, почему бы и не сделать?

Как родители говорят - школа? уроки? однокласники? - да что там сложного? учись, общайся, не тупи и все будет прекрасно - и в их мире идей все легко и просто, а на самом деле - воплотить что-либо, сделать, реализовать - сложно, это всегда связано с преодолением сопротивления среды, с необходимостью учиться и пробовать, с неудачами и ошибками…
...что ведет к усталости и необходимости передохнуть и восстановиться - а это может переживаться как поражение, как нечто запретное.

Все запретное рано или поздно появляется в жизни, но в преувеливенных формах, захватывая сознание полностью - и в случае с действиями и отсутствием права на усталость, это приводит к тому, что вся жизнь становится бунтом против необходимости напрягаться и действовать.

Выход в том, чтобы понемногу начинать верить в собственную возможность регулировать свои циклы активности  и пассивности наилучшим образом: узнавать, как и сколько мне нужно отдыха и сколько напряжения я могу выдерживать.

Например, можно позволить себе как-нибудь расслабиться и попробовать довериться себе в том, что жизнь из-за этого не пойдет под откос, даже если провести в таком состоянии "выключености" день, два, неделю... - столько, сколько захочется, главное, без постоянного одергивания - ты все еще бездельничаешь? а с полной самоотдачей занимаясь сном, разглядыванием потолка, ковырянием в носу или питием чая.
А потом понаблюдать - откуда придут интерес с энергия, сколько их будет.
Поначалу очень страшно, что не придут - а они приходят.

Или, начиная что-либо делать, - давать себе право на разное количество сил и включенности, пробовать не стремиться к идеалу и полной завершенности, а замечать процесс и участвовать в нем, пока есть желание, а также - давать себе право уставать и прерываться в своих делах.

силы, конфликт, саморегуляция

Previous post Next post
Up