(no subject)

Nov 30, 2015 13:16

Продолжая о различных радикалах в характере человека.

Первые два характера (шизоидный и депрессивный) являются способами приспособления ребенка к неблагоприятной среде - отвергающей, слишком жесткой и/или дефицитарной;
основная задача в их терапии - восстановление доверия к миру, изменение взгляда на мир, как на место, в котором всегда опасно или пусто, и работа с защитами, которые призваны от этого ощущения пустоты или опасности предохранять:
фантазиях об идеальных людях, отношениях, мироустройстве - которые могут вернуть потерянный рай, подавление в реальности собственных желаний и активности, проецирование на окружающий мир и людей своих же подавленных желаний, агрессии, страхов и тд.

Какие вопросы здесь звучат: безопасно ли вокруг? хватит ли в мире для меня ресурса или я останусь ни с чем и смогу лишь выживать? есть ли смысл в связи с другими или они просто плоские картинки, которые не имеют к моей жизни никакого отношения?

Следующая ступень в развитии - выход у ребенка на первый план переживания, что он - отдельное от матери существо, то есть обладает собственными внутренними движениями и возможностями, принадлежащими только ему, которые наполняют его силами и интересом к изучению себя и мира (этап сепарации-индивидуации).
И комплементарное к этому ощущению понимание своей зависимости от других, хрупкости собственных возможностей и разности между собой и другими.

Вопросы этого периода: Другие - нужны они мне или я могу все сама/сам? Быть собой - это интересно или невыносимо? Мои интересы и силы - это хорошо или меня отвергают из-за них? Можно показываться другим или лучше скрываться?

Характеры, которые возникают на этом этапе - пограничный и нарциссический.
Эти характеры - способы приспособиться к окружению, которое не поддерживает отделение ребенка, возникновение у него границ, ощущение отдельности и развитие его личности.

Вообще, сепарация-индивидуация, как даже из термина следует, это два процесса - 1. отделение и 2. встреча со своей уникальностью и неповторимостью (не в смысле «прекрасности», но точно в смысле некоторого собственного набора качеств).

Каким образом родители могут останавливать эти процессы:

чрезмерно цепляясь за ребенка, боясь его роста и отделения, из желания сохранить прекрасный ранний симбиоз и ощущение собственной нужности ребенку или, что тоже часто бывает, из страха перед отдельностью, опасностями и вызовами жизни, от тревоги всех тех ситуаций, которые возникают по жизни у растущего ребенка и его родителей.

Послания которые ребенок получает - нельзя быть отдельно, нельзя расти, нельзя иметь свои желания, это разрушает связь; но невозможно не иметь своих желаний и не расти, поэтому приходится жертвовать - своим ростом ради сохранения отношений или отношениями ради своего развития;
А так как выбор это сделать невозможно - человек застревает в дилемме пограничного характера: уйти нельзя вернуться.
И то уходит из отношений, то возвращается, мечется между зависимостью от других и желанием иметь собственное место.
Другие - необходимы, но и ненавистны; они ресурс и жизнь, но в тоже время - приближение к людям равнозначно полной потере себя.
_______
Если не поддерживается процесс индивидуации, если существует гласный или негласный запрет на существование собственных качеств и потребностей - ребенок вынужден "задвигать" подальше себя самого и приспосабливаться к требованиям окружающих.

Два основных способа формирования нарциссического характера - либо не замечать ребенка в его проявлениях, отвергать их или осуждать - тогда он растет с ощущением стыда от своих проявлений, собственной ненужности и никчемности.
Второй вариант - нагружать ребенка своими ожиданиями, делать из него продолжение родителей, того, кто должен воплощать их желания и идеи в своей жизни (то, что называется нарциссическим расширением).
Здесь идет двойное послание: с одной стороны - ты должен быть тем-то и тем-то и жить по таким вот правилам и с такими вот целями, с другой - сам, какой есть, ты не нужен.

Не хочется уходить в страшилки о сложностях пограничного и нарциссического характера; они действительно нагружены непростыми аффектами и насыщены борьбой, а вот понимание в каком месте процесс развития был нарушен, и как между собой связаны эти характеры мне кажется интересным.

типы характера, сепарация, нарциссический радикал, развитие, пограничный радикал, индивидуация

Previous post Next post
Up