Еще один тип характера, который возникает при нарушении раннего хорошего слияния, симбиоза с матерью - депрессивный (зависимый).
Вообще, этот период связанности, слияния - очень важен; мать для ребенка в нем еще не отдельный, другой человек, а его собственная часть, которой он «действует» во внешнем мире.
Ребенок кричит, чего-то хочет, в чем-то нуждается - и получает необходимое, «делая это матерью». Других людей для него пока нет, есть только он сам со своими нуждами и аффектами, и мир, который его питает и растит, откликаясь на требования.
Это период всемогущества, от которого потом, по мере появления границ и осознания своей отдельности, ребенок будет вынужден отказаться; поэтому нарушения отношений с матерью воспринимаются, как потеря части себя, части, обладающей возможностью выживать в мире, успокаивать, которая отвечает за безопасность, возможности и удовольствие.
При нормальном векторе развития, «хорошая мать» понемногу становится внутренним образом и внешний объект, поддерживающий переживание "со мной все хорошо", перестает быть нужен; в том случае, если внутри такая самоподдержка не сформировалась - сохраняется необходимость связи с внешним поддерживающим, успокаивающим, вдохновляющим объектом (существом, веществом или баловством (с)).
И шизоидная, и депрессивная характерологии имеют отношение к периоду, когда ребенок знакомится с миром, в который он пришел и его возможностями, устанавливает с ним связь, настраивается на то, что ему здесь можно и доступно.
Нерешенный базовый вопрос, который приводит к появлению депрессивного акцента в характере - вопрос неудовлетворенности, недостаточности, невозможности получать от среды то, что необходимо и в том объеме, который необходим.
Это ситуации депривации, нехватки, пустоты, голода - физического и эмоционального.
В отличие от более ранней стадии, где защитой стал бы уход в себя, депрессивный характер формируется, когда у ребенка уже есть вариант: не полностью уйти из контакта, а изъять из него свою требовательную, желающую, агрессивную часть, - с ее наличием он связывает свой голод, ведь «когда я требую и хочу - я не получаю, значит требовать - плохо».
Соответственно, чем сильнее нехватка, тем сильнее недовольство и тем мощнее происходят нападки на собственные желания и требования.
«…Когда вы хотите любви от человека, который не дает ее вам и поэтому становится для вас плохим объектом… Вы можете преисполниться ярости в связи с данной фрустрацией и предпринять агрессивные нападки на плохой объект, чтобы принудить его стать хорошим и перестать вас фрустрировать - подобно маленькому ребенку, который не может получить от матери то, что он хочет, вскипает от гнева и бросается на нее с кулачками.
Такова проблема ненависти, или рассерженной любви.
Она вызывает агрессию к враждебному, отвергающему, активно отказывающему плохому объекту. Она ведет к депрессии, ибо возбуждает страх, что твоя ненависть разрушит того самого человека, которого ты любишь и в котором нуждаешься, страх, который перерастает в вину.»
При работе с депрессивным радикалом в характере возникает вопрос о том, что происходит с подавленной агрессией, где она размещается; а также - как и во что преобразуется импульс потребностей, который в себе замечать нельзя;
каким образом темы неудовлетворенных потребностей и отщепленной агрессии организуют восприятие внешних событий и реакции на них, отношения с людьми, образ себя.
Об этом - дальше.