формирование самости, зависимость и плохой объект.

Aug 12, 2015 16:29

Читаю одну книгу профессиональную и там, как поэтический образ взросления/психотерапии, приводится миф о Прометее.
Дар Прометея людям - огонь; возможность самим, независимо от богов, жить на Земле.
Если перенести это в человеческий, жизненный контекст - перестать быть зависимыми от внешних родительских фигур и обрести собственные силы для жизни и самоуспокоения.

Тема о зависимостях начинается здесь же - когда невозможно принять этот "огонь" в свои руки, когда он остается где-то там... на Олимпе...
все время что-то важное, необходимое для чувства уверенности в себе, ресурс, удовольствие, как будто, принадлежит другому человеку и никак не вместить это в себя, не увериться - вот же я... это же я чувствую, живу, могу.

В хорошем варианте развития, ребенок, раз за разом получая от взрослых внятную обратную связь, соответствующую его переживаниям и возможностям, внутри себя создает образ Другого - как того, с кем возможно хорошее взаимодействие, и свой собственный образ - разворачивающийся из изначально телесного переживания "я - есть" к все более и более разнообразному знанию - какой я есть, как я могу жить в этом мире, что мне нужно и тд.
Таким образом, внутри у человека появляется цельный образ себя и он все меньше и меньше нуждается во внешнем подтверждении своего существования;
другие люди воспринимаются скорее равными, иными и интересными именно этой несхожестью с самим собой, чем теми, кто нужен, по большей части, для подтверждения моего существования и наполнения этого существования жизнью.
Собственная идентичность создается через связь с другим, который потом перестает иметь такое важное структурирующее значение, и становится "просто человеком".
Дети вырастают и видят своих родителей не богами, а людьми.

Это в хорошем варианте. Если повезло на близкого, который был заинтересован в ребенке; не в его правильности или успехах, или удобстве, а именно в нем самом.

Для того, чтобы опираться на другого человека (для ребенка в первую очередь - на мать, а потом и на родительскую пару), переживания, которые рождаются в этих отношениях должны быть выносимы, - ребенок не может долго выдерживать свои фрустрацию, страх или агрессию.

Как только подобные чувства становятся слишком сильными, частыми, длительными - объект уже невозможно воспринимать, как опору для себя и образ такого взрослого не может быть "впитан".
Потребность в привязанности осталась - а возможности в связи находиться нет;
желанный объект всегда обладает второй стороной: он разрушителен, дефицитарен или опасен;
И все возможности остаются вовне: желать их, двигаться к ним - значит снова попасть в сильнейшие переживания ужаса или одиночества, или унижения.

Выход из этого, как обычно, там же где и вход:
постепенное определение, переживание, осмысление этих тяжелых аффектов...
(которые не помечены, к сожалению, стикерами "это плохие чувства, осторожно",
а бывают разлиты по всей жизни, как постоянный неосознаваемый фон; и тогда их нужно замечать, ограничивать, называть, сравнивать с настоящим моментом - относятся они вообще к сегодняшнему дню или это артефакты, которые можно с чистой совестью на полочку поставить;
или они могут проявляться в неожиданных срывах - вроде бы все хорошо шло, а потом - бац, и уже все видится совершенно по-другому: черное стало белым, белое черным, - такой взрыв, который разносит и отношения, и всякое понимание себя;

...переживание необходимое для того, чтобы чувства эти стали лишь частью опыта, - понятной, осознаваемой, ограниченной, а не просто неожиданно возникающей на пути "ямой" в которую проваливаешься раз за разом.
Тогда и путь к установлению связей с другими открывается, и возможность насыщения своих потребностей и роста.

зависимость, проекции, развитие, психотерапия

Previous post Next post
Up