хочу vs могу

Mar 31, 2015 17:17

Одно из неприятнейших переживаний - когда я не понимаю сам/сама себя, когда не кто-то снаружи мне мешает в достижении желаемого, а я сама себя почему-то торможу - тяну время, не делаю, что хотела; собираюсь, пишу списки и планы, но в итоге оставляю их только планами и задумками.

Многим, вероятно, такой «саботаж» знаком.

Включение сознания, размышления над мотивацией и волшебные пендали помогают, в лучшем случае, на неделю. Обычно - дня два-три удается продержаться, а потом все возвращается на круги своя.
Мысли и тревога о будущем или стыд за настоящее тоже сдвигают, но недалеко и ненадолго.

В таких ситуациях, а особенно если это не разовая, локальная сложность, а длительное противоречие в собственных мыслях и действиях (например: «последние десять лет я собираюсь выучить язык»), - печальным итогом является не только невыполнение желаемого, что создает дефицит, но и возрастающие недоверие к себе, тревожность и беспомощность.

Но как любое поведение, даже кажущееся непонятным, и такое тоже имеет свои причины, свои цели и свою историю формирования.

Как и у «силы действия», предлагающей делать одно или другое, у «силы противодействия» есть определенные цели, на выполнение которых она направлена; просто иногда ее направленность прямо противоположна нашему сознательном знанию о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Я напишу о некоторых возможных вариантах этой противодействующей силы, хотя в реальности они, конечно, разнообразно переплетаются и накладываются друг на друга.

1. Чужие оценки, мысли, ожидания насчет нас, наших возможностей и наших жизней;
что-то внешнее, внедрившееся в нас и кажущееся собственным: слова родителей и друзей, которым мы поверили сразу, не задумавшись, не имея других источников информации, не умея сомневаться.

Если какие-то наши конкретные нужды и проявления отвергались, если им приписывались чужие дополнительные смыслы, то начав делать что-то из подвергнувшегося такой оценке мы услышим внутренний голос останавливающий, комментирующий или запрещающий наши действия: «не говори громко», «не молчи», «не одевайся ярко», «не будь замарашкой», «не беги», «не останавливайся», «учись хорошо», «ты ничего не поймешь».
Эти комментарии довольно легко заметить просто прислушиваясь к своему внутреннему монологу, в котором нет-нет, да и промелькнет какая-нибудь гадость. И тогда можно усомниться и задуматься - а так ли это?

2. Более тяжелый вариант.
Когда наши нынешние желания и действия связаны с травмирующим опытом, когда из-за того к чему мы стремимся сейчас, в прошлом мы испытали сильную боль.
Тяжело дружить и любить имея в опыте предательство или потерю, тяжело делать что-либо, если раньше любое твое действие обесценивалось или уничтожались результаты труда….
И тогда, вроде бы, и хочется общаться, любить, действовать, жить, но как только это становится возможным - настрой пропадает и как будто и не нужно уже ничего; проще превентивно отказаться, притушив желание, чем снова испытать боль.
Такой постоянный "тяни-толкай" - хочу и отказываюсь, стремлюсь и сбегаю.

3. Еще один источник внутреннего саботажа - требование от себя всего, сразу, да еще и «на пятерку»; но ведь такое, чтобы все и сразу - бывает только в мыслях, в реальности же копаешь себе и копаешь… месяцы и годы;
а вот постоянные сравнения, критика за медлительность, тревога о несделанном рано или поздно весь интерес и желание уничтожают.
И тогда не шевелиться и не действовать - способ избежать собственных требований к себе.

Еще один вариант возникновения зазора между тем, что я могу и тем, что мне нужно смочь - мысль о себе, как о ком-то слабом и немощном; тогда любое дело будет казаться слишком сложным, слишком выматывающим, стоит ли за него и браться, в том случае, если справиться нет шансов?

4. Самый трудный и глубокий вариант.
Когда меня, моего «я» толком нет, когда я не очень знаю, что я за человек, что я хочу, что могу; когда моя отдельность от других, разрешение быть самой/самим собой в этом мире - под вопросом. (то, что называется «диффузная самость», «хрупкое эго»).
Это тот случай, когда растущий ребенок не получил возможности узнать себя - переживать свои эмоции, развивать интересы, когда не было никого, кто бы показывал, отражал - кто он такой, каков он. А значит ребенок не учился взаимодействовать со своими глубинными нуждами и тревогами, не знает - как и что он может.
Снаружи человек, конечно, учится поведению, которое принято в социуме; развивается когнитивно; но внутри, на месте знания о себе как о личности - провал. Кто-то. Некто.
Такое состоянии лодочки в открытом море - несет то в одну сторону, то в другую, а повлиять на это, как-то успокоить, взять происходящее под контроль - невозможно.
Поэтому возникающие состояния, желания - очень хрупкие, оторванные от знания и понимания своих возможностей, но в то же время - захватывающие и тревожащие.
Лучше от них подальше держаться, - не высовываться, никуда не двигаться, не быть.

Все эти причины, конечно, обладают разной степенью выраженности, разной степенью влияния на человека; с чем-то мы прекрасно справляемся, учимся и набираемся опыта, а в чем-то - останавливаемся раз за разом.

силы, тревога, процессы, травма, трудное, бессознательное

Previous post Next post
Up