Оригинал взят у
oleg_kozyrev в
Как на Тверской убивали урбанизм- Именем урбанизма, сдавайтесь! - нам всем знаком этот крик. За ним приходят бульдозеры и люди в оранжевых жилетках, Ревзин, благоустройство. Шумная толпа показывает нам, как устроены другие города. И пока мы, разинув рот, смотрим на красоты цивилизации, ловкие люди перетаскивают с места на место бордюры, впаривают нам билет Тройка, сносят малый бизнес, стригут деньги с автомобилистов, а заодно стригут и без того уже лысые газоны. На парадной улице бесконечная как бы Европа с разваливающейся плиткой, а во дворе дома движение Сорок Сороков месит несогласных с постройкой храма в последнем на район хлипком сквере. Урбанизм из всех щелей.
Прекрасное слово - урбанизм - на наших глазах внезапно становится ругательным. Неким почти признаком мошенничества, знакомым каждому, кто хоть раз делал ремонт с жуликоватыми ремонтниками, умеющими объяснять, почему обои отклеились и почему это даже неплохо.
Итак, Тверская. В Москве есть главная площадь - Красная. Но нет официально главной улицы. На практике это конечно улица Тверская. Это одна из немногих улиц, идущих от Кремля, идет прямо к Пушкинской, поднимаясь от района Красной площади, и далее ведет к бывшей площади Маяковского ныне Триумфальной. Это первая улица, которую видит турист. По этой улице судят приезжие о Москве и даже о России.
Я не сторонник бесконечных московских реконструкций, когда во всей России очень плохая ситуация с дорогами. Мне кажется, это столичное излишество стоило бы прекратить до времен, пока и в других городах появятся дороги без ям. Но раз уж ремонт начали делать - надо делать его хорошо. Итак, отправимся на Тверскую и посмотрим, что же сделали урбанисты мэрии с главной улицей Москвы.
Мои ожидания от масштабной реконструкции Тверской просты. Поменять один новый бордюр на другой новый бордюр - тут большого ума не нужно. Я рассчитываю, что после реконструкции на Тверской произойдут какие-то осмысленные изменения.
- улица должна стать удобнее для пешеходов (и местных жителей) ...в том числе зимой, в дождь и в жару
- улица должна стать удобнее для автомобилистов и для общественного транспорта
- улица должна стать доступнее для лиц с ограниченными возможностями, особенно для колясочников (а заодно и для мам с детскими колясками), если получится - то хорошо бы чтобы улица была удобна и для слепых
- улица должна стать более зеленой
- внешний вид улицы должен стать лучше с точки зрения туристов
- улица должна стать удобнее для велосипедистов
- сам ремонт должен быть проведен качественно, чтобы все не развалилось уже в первый год эксплуатации
Критерии, как мне кажется, разумные. Начнем.
Тверская для всех начинается как правило с выхода из метро. Это - выход из метро Охотный ряд, а также первый подземный переход под Тверской.
Как видим, переходы даже не попытались реконструировать. Инвалид-колясочник здесь не пройдет, а мамы и папы с колясками здесь выполняют трюки на уровне тяжелоатлетов.
Я не сторонник надземных переходов на широких улицах, т.к. в России сегодня слишком много пешеходов погибает во время перехода улицы. А безопасность людей важнее теорий урбанистов. В сегодняшней Москве подземные переходы безопаснее для пешеходов, для детей. Но и в таком виде, как это на Тверской, переходы ужасны. Вот вид на переход сверху.
Мэрские урбанисты, как видим, даже после реконструкции не смогли сравнять уровень мостовой и перехода.
Все переходы на Тверской столь же неудобны для колясочников. Счастливое и случайное, видимо, исключение - переход в районе центрального телеграфа.
Здесь наклон входа в переход таков, что колясочник пройдет. Центральные переходы лучше оборудовать травалаторами, как это принято во многих городах мира. Но если лень сделать травалатор - хотя бы вот такие переходы сделать можно было. Сейчас Тверская фактически недоступна для колясочников и враждебна к родителям с детьми на колясках.
Начинается Тверская с очень неуютного фрагмента. В летний зной тут негде укрыться. Обратите внимание на правую часть домов - вообще не вижу водостоков. Не знаю уж, куда там все стекает.
Обратите внимание, где знак и где остановка. Бедные туристы.
Начинаются знаменитые тверские травяные могилки, на месте которых нам обещают деревья - но об этом чуть позже.
Люки-люки, но тут придираться не буду. Люк как люк.
Тверскую тут и там прорезают ливневые стоки такого образца.
У многих из них неожиданное завершение
Неуютные клумбы пока остались.
Неудобные остановки общественного транспорта менять не стали. Как видите в жару такая остановка не дает тени - крыша прозрачная и стены прозрачные. В дождь тоже ждать на ней проблемно, т.к. и сверху и снизу много дыр для дождя. Ну а зимой сидеть на железной скамейке то еще удовольствие. В общем, такие остановки нравятся только тем, кто не пользуется общественным транспортом, кто едет мимо на служебной машине и кому нравится эта бессмысленная стекляшка.
Современная остановка в России должна давать тень, защищать от дождя и ветра. В идеале еще хорошо бы кондиционер, благо в мире остановки и для жары и для стужи уже существуют.
Про удовольствие сидеть рядом с урной уже много писали. Но я скажу еще, что Тверская для туристов - главная улица города. И на главной улице нет раздельного сбора мусора. Кроме того открытые урны плодят голубей, мух и ос.
Плитка, на радость Айвазовскому, гуляет волнами. Обратите внимание, где скапливается вода и есть ли там ливневые решетки.
Вернемся вновь к колясочникам. На протяжении всей улицы тротуар и входы в магазины не выровняли. Даже в этой аптеке
Там и подъем-то всего ничего, но его заботливо сохранили, чтобы колясочник точно не доехал до лекарства.
Обратите внимание, как много места съедают бессмысленные клумбы. Это не качественное озеленение - это какие-то издевательство над идеей зеленого города. У пешеходов отняли место и на широких участках...
...и на узких.
Смотрите, где вынужден ехать велосипедист. А теперь посмотрите направо, на место могильных клумб. Я один тут вижу кучу места для велодорожки?
Отдельно скажу про эти травяные могилки.
Нам обещают, что мол тут со временем посадят деревья. Ок, допустим это так. Но зеленые фрагменты должны быть частью городской среды. Здесь же эти будущие участки для деревьев вырезаны оградами. Представим, что тут будет дерево. Пешеход сможет подойти к стволу и спрятаться в тени? Нет. Может быть он хотя бы сможет пройти мимо этих деревьев? тоже нет. И обратите внимание - зачем-то оставили пустые места между квадратами - зачем? ну дали бы тот машинам парковаться. Либо посадили бы деревья сплошной линией. зачем изымать из города так много пространства? даже если теоретически представить, что тут скамейки потом поставят - глупо же ставить скамейки рядом с дорогой?
Говорят, бордюры для деревьев будущих нужны, чтобы оградить их от химии, которой поливают щедро город зимой. Ну так не поливайте! А если кому-то из мэрии придет в голову зимой окна людям бить - вы окна камнем замуруете?
Кроме того, если бы деревья были на уровне тротуара - они бы часть воды во время дождя впитывали.
И еще о будущих якобы деревьях. Посмотрите.
Нет никакой системы полива! Тверскую перерыли, а о системе полива не подумали. Впрочем, одну систему полива я кажется нашел выше на Тверской.
Напомню, что есть способы высаживать взрослые деревья. Надеюсь, на Тверской будут высажены именно они, а не чахлые саженцы.
Плитка уже в очень плохом состоянии.
И не только плитка
Почему здесь не сделать парковку в этом месте? Смотрите, сколько места изъято из городской среды, смотрите, насколько непродуман проект реконструкции улицы. Кто там на лысом участке будет ходить? Ни пешеходов там, ни машинам не дали стоянку, ни деревьев не посадили, ни шаурму вкусную не поставили. Пустыня.
Еще переход не на уровне с тротуаром.
А теперь о проводах. В древних городах России не так много мест хороших видов на исторические места. Тверская одна из тех улиц, где все историческое должно быть видно хорошо. Вот почему я приветствую, что убрали с этой улицы троллейбусы с их замусоривающими вид проводами. На улицах типа Тверской должны ходить только автобусы на биогазе или с электродвигателями. Никаких проводов быть не должно. Но... что это?
И даже к мэрии ведут провода!
Юрий Долгорукий офигел и как бы говорит мэрии, что вообще-то он ожидал, что провода будут спрятаны вон туда (показывает он рукой) под землю.
Т.е. вы перерыли всю Тверскую, убрали троллейбус с улицы, чтобы на улице был прекрасный вид. И потом над главной улицей страны устроили такую Индию с висящими между зданиями проводами?
небольшая фотошоп-демонстрация. Вот так выглядит улица сейчас.
Вот так она могла бы выглядеть без визуального мусора проводов. Красота!
Честно говоря и столб освещения мешает, но без него на широкой улице все же никак, хотя и с ним бы я помозговал.
Продолжаем обзор Тверской. Очень мало места для пешеходов.
Тротуар и входы в магазин не выровнены. Пороги для колясочников буквально почти в каждом магазине и подъезде.
А в этой могилке похоже Дракула. Иначе зачем ее одну единственную решеткой закрывать?
Люков ливневой канализации очень мало, а те, что есть - неправильные. В таких, например, застревают колеса велосипедистов.
И очень странное расположение. Вода, по замыслу мэрзких (не опечатка) урбанистов, должна сама дотечь до этого места, потом, увидев ливневую канализацию, подняться немного вверх и упасть в решетку.
Назовем это правильной попыткой. На выездах из переулков меж тротуаром попытались поднять дорогу, чтобы колясочники могли двигаться беспрепятственно.
А теперь смотрим вперед
и ближе.
Ну не шмогли. Пытались изо всех сил, но сделать на одном уровне и дорогу и тротуар - это геометрия высших достижений.
А вот что сделали за несколько дней всего машины, выезжающие на дорогу по этому подъему
И еще о плитке. То, что она так разбивается, означает, что использовали плитку низкого качества, с низким коэффициентом износоустойчивости. Равно мне любопытно, каков коэффициент сопротивления скольжению у этой плитки. К сожалению, зимой все это превратится в каток.
На улице вроде Тверской, центральной улице столицы, да еще и улице с высоким уклоном, я бы делал тротуар с подогревом, чтобы зимой тут никто ноги не ломал. Но вряд ли это было сделано в нашем случае.
Опять переход не для людей.
Ну и вернемся к ливневой канализации.
Так трудно было трубу соединить с трубой?
А вот самое интересное. Это что за зигзаги урбанизма?
А вот тут совсем интересно. Смотрите, как провели ливневку.
Я правильно понял, что эти зигзаги по-быстрому впилили в мостовую после ливней и потопов?
Допиливают
Когда не умеешь проектировать и делаешь ливневку в последнюю очередь.
Это как санузел и водопровод делать после постройки дома и после капремонта квартиры.
Редкий случай относительно правильного люка для ливневки
Но смотрите, насколько мало вообще люков. Неудивительно, что Тверскую затапливает.
Впрочем, на вершине Тверской мэрия, а внизу - Кремль. Может у Собянина какой-то хитрый план по этому поводу?
Ну и очередной ад для колясочников на Тверской возле Пушкинской. Кузница паралимпийцев
Главная улица страны показывает свою доступность для инвалидов всему миру
Кажется, единственный подъезд на всей улице, доступный для колясочников
Нет проводов - открылся внезапно хороший открыточный туристический вид на Кремль. Еще бы мусорные провода убрать (но как? еще раз перерывать Тверскую?)
Резюме.
Тверская не стала удобнее для пешеходов. Из-за обилия могильных клумб она даже стала менее проходимой. В жару на улице пекло. в дождь - потоки воды, зимой будет каток.
Тверская не стала лучше для автомобилистов. Все возможные места для парковки заняты бессмысленным ничем, на котором нет места ни пешеходам, ни деревьям.
Общественный транспорт не обзавелся лучшими, более удобными остановками. Троллейбусы убрали, но не заменили их экологичными автобусами.
Для велосипедистов места нет.
Инвалидам-колясочникам по улице не проехать. О слепых даже не говорю - ни одной разметки для слепых вообще не встретил.
Улица не стала более зеленой. Нет тени, негде посидеть, нечем дышать. Озеленение улицы на уровне "поставим горшок тут". Ни о почве, устойчивой к агрессивной городской среде, ни о системе полива и подкормки растений, в мэрии, похоже не слышали. И очень сомневаюсь, что посадят взрослые растения. Не уверен что вообще у мэрии есть машины для пересадки взрослых деревьев.
Сама плитка гуляет, выглядит недолговечной и во многих местах уже шатается, болтается или даже откололась.
Туристы на такой улице впадают в депрессию и перестают любить Достоевского.
Правды ради была замечена небольшая попытка выровнять тротуары, но и она провалилась.
Тверская обильно усыпана могилами урбанизма. Все, что можно было сделать неправильно, тут сделали. Если остались еще среди урбанистов честные люди, они должны провести симпозиум и вычеркнуть создателей Тверской из убранистов. Вычеркнуть с позором и навсегда.