Я Калининградский организатор активных велопоездок с 2014 года. Провёл более пятидесяти полнодневных веломероприятий. Катать в "голове" начал лишь потому, что было очень мало предложений по маршрутам области. Хочу поделиться десятью причинами, поему не стоит организовывать поездки.
1. После тёплого дождя. "Зелёным" маршрутом.
1) Необходимо за всеми следить.
Лучше сразу определиться, будет ли ваша группа синхронно выполнять общие правила или она настолько разношёрстна, что придётся лишь ждать хвост, а людей предоставить самим себе. В первом варианте организатор становится лидером и руководителем, что обрекает его на недополучение наслаждения от самой поездки (зато ублажает своё внутренне чувство ответственности или величия). Такое подходит для тех, кому маловажен маршрут, но важны фоточки, места посещения, привал. Во втором варианте сам маршрут принесёт больше удовольствия, и не факт, что точки остановки меньше. Это наиболее выгодно для организатора. Помните: организатор должен наслаждаться велопоездкой, а не быть мамочкой , иначе ему просто всё скоро надоест. А нет организатора - нет велопоездок.
2. Вроде никто не утонул. Мамоновские "джунгли" 2016.
2) Придётся выслушивать нытьё и прочий мозговой штурм.
Ноют порой все. Начиная от хрупких девушек, заканчивая матёрыми бреветчиками. Сколько людей - столько и мнений. Постепенно привыкнете к типичным вопросам: «А сколько ещё ехать? А когда мы вернёмся? А будут ли магазины?», даже не смотря на то, что информация была выдана пять минут назад, на старте и в анонсе покатушки.
А если вдруг дорогой велосипед попадёт в грязь, разъярив при этом матёрого велошопоголика, который и выезжает то только для того, чтобы показать какой он накупленный. Или внезапное болото, случившиеся из-за бобровой плотины может испугать хрупкую девушку, что та долго будет материть вас в социальных сетях. Бывает даже негатив от родственников, помню, как высказывалась жена велосипедиста, что он приехал домой поздно. Неплохой способ в этом случае - это подбодрить велогруппу, похвалить других за то, что не ноют.
Бывает, что находится человек, который считает, что организатор по гроб ему обязан (мы говорим о бесплатных велопоездках). Порой доходит дело до такого абсурда, что надо показать, у какого дерева облегчиться лучше всего. Самый эффективный способ говорить, что дальше будет ещё хуже, обычно нытик сливается сам.
3. Близ Дунаевского аэродрома. Летняя 2015.
3) Сливы, за которые вы будете переживать.
Бывает так, что кто-то по своей или не своей инициативе покидает вашу поездку. Скажу с ходу: попытаться уговорить остаться стоит, но удерживать такого велосипедиста ни в коем случае нельзя. Если человек часто пытается с вами кататься, но не выдерживает, иногда стоит прорекламировать ему других организаторов, которые будут более подходящими под его стиль. Это нормально. Поездку судят не по количеству участников, а по тому, как её провели те, кто были. С опытом придёт понимание, что приключение с единомышленниками принесёт намного больше позитива, чем огромная толпа ради галочки в вашем ЧСВ.
4. Закат в Зеленоградске. От заката до рассвета 2016.
4) Научиться правильно стоять за себя, не причиняя ущерб группе.
В самых обыденных ситуациях может возникнуть конфликт. Например, если организатор оторвался, чтобы догнать «лосей», дабы те не свернули в сторону, а хвост начинает «качать права». Или просто захотелось разогнаться и подождать на повороте. Или о том, что недавно прошёл дождик, а впереди подмокли грунты - да любая причина, важнее то, что необходимо либо признать вину, либо свести всё в позитивное русло. Если кто-то негодует и хочет уехать - смело отпускайте, без него остальным обычно всегда лучше. Помните: вы не подрабатываете гидом, вы просто берете попутчиков с собой. Тем, кому нравятся ваши поездки - останутся.
5. В Зелёный лес. Морская 2016.
5) Придётся много катать для разведки, часто поглядывать на время.
Маршруты могут изменяться по несколько раз за год, но всё предугадать невозможно. Как можно чаще их проверяем и смотрим карты (очень помогают гугл-улицы и яндекс-карты). Необходимо просчитывать привалы, магазины, время возвращения, примерную скорость контингента участников… В самом крайнем случае, просто тырим чей-то трек и проезжаем. Скучно? Зато волноваться не надо.
Нельзя чрезмерно баловать или дразнить велогруппу. Должен быть примерный основной график, и запасной. На своём опыте скажу, что 90% велопоездок шли по запасным графикам, иначе бы растеряли как минимум добрую половину людей. Лучше всего тут подскажет опыт в качестве участника, так и организатора велопоездок.
6. Ночные грязи. От заката до рассвета 2016.
6) Учиться на своих и чужих ошибках.
Всё приходит со временем, но подсмотреть у кого-нибудь никто не запрещает. Анонс в подходящих группах необходимо расписать максимально грамотно в пользу организатора, снабдить дополнительной информацией (например, расписание поездов), не жалеть красивые картинки и фотографии для внимания. Ничего страшного даже в том, что придётся завуалированно приврать, иногда на начальном этапе это просто необходимо. Лучший способ - это учиться, как делают другие, пусть даже не в вашем регионе.
7. Вечногрязная тропа. Спонтанная 2017.
7) Придётся подсесть на соцсети.
Необходимо получить своё информационное пространство. После анонса, велопоездки вашим участникам захочется обсудить её, поделиться фотографиями. Для этого существуют специализированные форумы, сообщества в социальных сетях. Это как и реклама, так обмен мнениями, эмоциями. Лучше использовать дружелюбные популярные группы в соцсетях. Но только в своём сообществе вы спокойно можете избавиться от троллей.
8. Талпаки, пропоганда поездок. "Чувство дождя" 2015.
8) Даже будучи интровертом придётся общаться.
Общение - основа всего. Через него мы сможем привлечь участников, обсудить велопоездку, узнать о текущем состоянии велогруппы, сложных ситуациях участников. Если видно, что кто-то не тянет поездку, можно просто поговорить с ним и решить вопрос, если , наоборот, лось уезжает вперёд, можно подсказать ему маршрут или наоборот держать в тайне, наказав его.
9. Переправа через канал. "Гонка героев" 2016.
9) Терпеть и не сдаваться.
Как показала практика, маршрут выдавать лучше максимально условно, не раскрывая деталей. Тем самым «лоси» не уедут вперёд, без пропуска какого-нибудь поворота. Или же преподнесёте участникам сюрпризы. Поначалу, для затравки придётся раскрыть два-три блюда, но всё сразу - ни за что! Увидев фотографии после поездки, зрители поймут, что зря решили остаться на диване и поедут в следующий раз.
Если в поездке возникла сложная ситуация, например, в виде завала деревьев (даже запланированного), то необходимо общими усилиями решить её, а не объезжать за несколько километров. Не сейчас, так после поездки многим это покажется увлекательным. Главное, не переборщить.
10. Бабушки против велосипедистов. "Не по плану" 2016.
10) Иногда придётся идти на компромисс, даже нарушая интересный маршрут.
Бывают ситуации, где участники устают и не смогут продолжить дистанцию, не умеют ездить по тяжёлым грунтам, промокнут в дождь не по прогнозу и т. д. По ситуации можно найти множество решений: отправить человека на автобусе, сделать небольшой привал поделиться дождевиком. Но не надо выдумать что-то самому, просто пообщайтесь с человеком. Может, ему тяжело после плохого завтрака, а в этом случае можно поговорить и развернуть его обратно, пока все далеко не уехали. В данном вопросе важен опыт, особенно внезапных ситуаций. Опытные организаторы подозревают, что их могут подстерегать трудности, поэтому рассчитывают маршруты с точками эвакуации и запасным временем.
11. Наличие большого количества девушек в поездке приносит свои нюансы. Пляжная 2015.
Надо всегда помнить, что любая поездка - это приключение. И каким оно будет - всецело зависит от организатора. Удачи!
UP. Читайте также:
Десять причин, почему стоит быть организатором велопоездки. Но нельзя расслабляться.