Пожалуй, одним из самых сильных впечатлений от Уфицци стало "Поклонение пастухов" Гуго ван дер Гуса, оно же Алтарь Портинари 1475 года.
Это триптих: левая створка с портретом самого Портинари, заказчика работы, и его сыновей; за ними их святые покровители: когда появляется разномасшабность святых и людей, впору поразиться и наивности, и дерзости художника - у ван дер Гуса полно и того, и другого.
Справа - жена Портинари со своими крошками, великанши святые нависают и над ними; впрочем, нам пора на центральную часть триптиха, там полно всего удивительного.
Там много ангелов, всяких разных - крошечных парящих, зависших и нависающих, коленнопреклоненных и пр.; мой любимый - с ярко-разноцветными попугаячьими крылями - где, когда видали вы этакое чудо?
Младенец мал и наг, солома похожа на сияние, Дева скорбит, и цвет ее одеяния, темно-синий, символизирует печаль; Иосиф в красном - цвете страдания и горести, - удивлен. Невероятное лицо у одного пастуха справа - на диво не портретное, и кажется, что он произносит "Ну ни фига себе ж, елки-палки!" Корова красна, как конь Петрова-Водкина. От осла остались хоть и не ушки, но морда. Но давайте же скорее к символам!
Лилии в вазе символизируют чистоту и девственность Марии, связка зерна - Тайную Вечерю. В маленькой вазе - семь цветочков, сакральное число в средневековом и возрожденческом искусстве. Семь печалей Девы, семь грехов, семь страданий. Одинокий тапочек - символ уважения, а еще - одновременно - знак того, что земля эта свята.
В картине есть еще отсылы к комиксу - когда одни и те же герои фигуририруют на картине несколько раз: сначала ангелы возвещают пастухам весть, а в происходящем пастухи явились поклониться.
Картина совершенно завораживающая, большая, прекрасная.
И напоследок, вишенкой на торте, последняя фраза из жизнеописания художника: "Согласно преданию, по дороге в Кельн в 1481 году ван дер Гус потерял рассудок; он умер в следующем году, так и не обретя его."