“Золушка” Россини, Зальцбургский фестиваль, 2014
Каждый год в августе в этом журнале появляется обычно одна рецензия на оперу; одна в год: кажется, этого мало, но если постановка хороша и отлично придумана, смысла хватает надолго, перебирай жемчужины, считай в уме, невероятное интеллектуальное и чувственное удовольствие. Незабываемая “Свадьба Фигаро” 2007 года с моим любимым чемпионом Германии по езде на моноцикле, какой был спектакль - ааа, вовеки не забыть, сколько с тех пор смыслов в моноцикле, а уж прочерченные в воздухе связи меж людьми стали привычным приемом, игрой воображения: сидишь на встрече и рисуешь в голове все эти стрелочки, схемы, понимаешь, откуда ноги растут!
Нынешняя постановка такое удовольствие уму и чувствам! Россини не самый любимый композитор, музыка - не та, что станешь переслушивать, но ок, в целом не плохо, а главное, главное - какой спектакль! режиссер умница, сколько намеков, ассоциаций. Дамиано Микиелетто молод, а значит можно надеяться, много еще чего поставит (в скобочках заметим, что у него помимо театрального, еще и второе - литературоведческое, образование, и все это видно, видно в постановке!).
В общем, почему опера нам так нравится - сюжеты обычно известны, вся соль в новой интересной их интерпретации, если хватит творчества на новые смыслы, если есть идеи и хочется поиграть. А если еще и постановка современная и умная, то вообще просто отпад вообще.
Представьте, что вы сидите в одном из лучших залов Европы, рядом роскошные старушки с бриллиантами, зал высечен в скале, занавес опущен, начинается увертюра: на занавесе небо, облака плывут, облака. Это видео, и в спектакле будет их несколько. На одном из облаков сидит некто - с чемоданчиком (читатель ждет уж рифмы ‘моноцикл’, предполагая ангелов, и он прав!), и он спрыгивает, опускается на землю! Да, мы догадались - этот клевый чувак, так похожий на того, памятного - это, братцы, фея, волшебница.
Итак, он спрыгивает на Землю и, как в «Небе над Берлином», ходит меж людей, невидим. Золушка работает уборщицей в кафе: желтые резиновые перчатки, синее ведро, «Доместос», которым драит она неприглядную кафельную плитку. Мать ее умерла, она живет с отчимом и двумя сестрами, все ее обижают, но девушка не отчаивается и напевает песенки за мусоркой, ляляля, король не может выбрать, на ком ему жениться, красота иль доброта, бумбумбум!
Итак, игра начинается: включается телевизор и диктор (ага! это тот же волшебник!) сообщает: скоро явится принц, ему предречено выбрать себе невесту средь дочерей дона Магнифико, и се грядет муж, трепещите, девы!
Барышни начинают суету, маски, платьица, невидимый волшебник расклеивает в кафе плакаты с упоительным принцем (похож на воскресшего молодого Паваротти: дороден, улыбчив, роскошные костюмы, улыбка, борода, перстни, постоянные селфи, губы и непременное V из пальцев), а Золушка все с перчатками.
Пока папа и две главные сестры наводят марафет, в кафе просачивается невзрачный юноша: это слуга принца, он прибыл проинспектировать, ждут ли гостя (рассказ О’Генри «Пока ждет автомобиль»). Короче, это самый принц и есть, а Роскошный Принц - его слуга, играющий роль принца, а самому королевичу под маской слуги можно изучить девушек поближе, ну и может просто - ему нравится маскарад. Золушка и лжеслуга улыбаются друг другу (хорошая ария про невозможность перестать улыбаться и I should think or speak but I can’t), и в общем, кажется, что-то случилось.
(Чу! Тут дивная сцена с Лжепринцем и поклонницами: постепенно доходит, что все они - переодетые мущщины, очень смешно).
Золушке не разрешают пойти на бал, но тут как тут наш волшебник: единым мановением руки он двигает столы, опускает кафе под землю, меняет кафельные стены на роскошный антураж дворца, где дивный аквариум с океаническими рыбами, и вообще все синее.
Дальше во дворце прием, больше всего смахивающий на обстановку из клипа «Ленинграда» «Кожаная сумка «Прада», не может быть, чтоб режиссер его не смотрел, так клево он стебется сразу надо всем - и зал, роскошные старушки с бриллиантами, чопорные юноши с напомаженными висками в «Бриони», смешные девочки и я - весь зал весело ржет. Принц и лжепринц тусуются с сестрами, является Золушка, пародийная сцена из «Травиаты» - красное платье, лестница, мильон юношей, ария «чтобы завоевать мою любовь, нужны уважение, любовь и доброта», поет Чечилия Бартоли в темноте, а волшебник втыкает флуоресцирующие стрелы всем в сердце, одна стрела достается дирижеру, он ею дирижирует. Кончается первый акт вплывающей в зал огромной рыбой, превращая всю обстановку в зале в тот самый аквариум, который был на стене, и в пузырях проплывают на занавесе среди акул Чечилия Бартоли, принц, лжепринц, сестры, отчим.
В общем, в конце они поженились, но до этого были полтергейст, майка с Дэвидом Боуи (маскарад, переодевания!), летающие машинки, въехавшая в кафе машина принца, объяснение, ария «все мои страдания были лишь игрой».
Кончилось все свадьбой, на которой гостям подарили перчатки и синие (!) ведерки, они натирали пол, и от этого летели воздушные пузыри во все концы.
Невероятный принц - мексиканский тенор Ксавьер Камарена. Пару раз в арии «моя любовь и чего-то там еще трам-пам-пам» брал совершенно улетные ноты, зал трепетал, очень красивый голос.
Впервые в жизни видела Чечилию Бартоли. Голос мне не очень, глуховатые нотки, не Магдалена Кожена. Но ей-богу, она чудо света, такой темперамент, живость, она прелестна, и когда принц ей поет «что мне трон, ты дороже трона», в это конечно сразу веришь. Отличный и изобретательный спектакль, долго не отпускает, тем более, что в конце, когда занавес уж почти опустился, волшебник дует на ладони, а там пух, пух из облака, и пух этот летит в зал, долго проецируется на занавес, по которому все летит, летит пух…