На лентарушечке вышло интервью некоего депутата Никитчука от КПРФ, который озаботился музыкальными вкусами населения и вообще «низкопоклонством перед иностранщиной» в эфире.
http://lenta.ru/articles/2015/09/18/nikitchuk/ Выношу свои комменты сюда, вроде неплохо получилось.
Если честно, г-на Никитчука и ему подобных на месте кондрат хватит, если действительно сделать добротный эфир на языках народов РФ.
Я, москвич с «вражескими» музыкальными вкусами (мои любимые группы, если что, поют не только на английском, но ещё на чешском, баскском, турецком и китайском-путонхуа), знаю как минимум семь групп из Удмуртии кроме «Бурановских бабушек», все они поют на удмуртском и русском, причём, в основном, делать это умеют, в отличие от некоторых «популярных эстрадных исполнителей». Имена в студию? Птица Тылобурдо, Лоптём Гон, Уйвот, GARUDA, Даур герӟет, Амисо вотт, Silent Woo Gore. Дальше... Хуун-Хуур-Ту из Тывы известны и популярны в основном вне России, но и здесь они по несколько сотен человек в клубах собирают (для клубов и этнической музыки это достаточно много). В Якутии тоже найдётся кое-кто, одна Степанида Борисова чего стоит.
Россию без татар представить с XIII века никак не получается. Нет, не Земфира и не Алсу, у них с популярностью всё отлично (стоп, Земфира из Башкирии... ну да ладно)... Başkarma, Yabalak, Аргымак. И фолк, и рок, и эстрада - всё играют люди, которые поют на татарском языке. И хорошо поют ведь, и играют на уровне.
Казахов в России тоже немало и вообще Казахстан типа дружественный по самые помидоры. Замечательно! Даёшь в эфир Алдаспан (только вокалиста бы им посерьёзнее), Улы Тау и TIGRAHAUD. Последние не так раскручены, но очень хороши... К слову, Арсланбек Султанбеков, мастер домбрыры, занимающий сейчас должность руководителя президентского оркестра Казахстана, - ногаец из Карачаево-Черкессии. Тоже, стало быть, годится.
После горлового и не только пения на тюркских языках, удмуртских крезей, домбыры, сыбызгы и разных варганов депутаты и их целевая аудитория наверняка захотят выдохнуть и услышать что-нибудь «исконно-посконное». Отлично! Мила Кикина и Калитку Прикрой, Лихолетье (не знаю уж, живы или нет), ВеданЪ КолодЪ, Рада и Терновник... На фоне участившихся появлений на улицах неказачьих городов людей в казачьей форме можно вспомнить группу «Кукуруза», в середине-конце 1990-х она в эфире нередко встречалась, кстати.
Россия большая, музыки разной ещё больше, поэтому продолжаем: Ва-Та-Га из Петрозаводска и то, что из неё получилось (Ярга Sound System, Asketics); Буготак из Новосибирска (тут, впрочем, снова горловое пение), НедРа из Чехова, Полна Чаша из Ростова-на-Дону... С другой стороны - группы, содержащие изрядное количество «чужеродного элемента», но ведь в России учится немало африканских студентов, не так ли? Markscheider Kunst и Simba Vibration всегда, сколько знаю, собирают клубы битком.
А уж в Москве и Питере сколько всего есть и было! Я больше знаю прогрессив-рок со сложными инструменталами, но тем не менее. Inner Drive, Disen Gage, Infront, EXIT Project, Roz Vitalis, Батисфера, The Pravednick's Band (не путать с куда более популярной «Оргией Праведников» Калугина). Даже у Саши Костарева найдётся кое-что, пригодное для радио. А попроще и со словами - Зоя Ященко и Белая Гвардия, Северо-Восток...
Тут мы плавно подошли к бардам. Тимур Шаов никак не может пожаловаться на недопуск к эфиру и плохую посещаемость концертов, хотя если депутаты прислушаются к некоторым его текстам, у них отчаянно засвербит запретить. Олег Медведев из Иркутска, насколько я помню, протестует, когда его называют бардом, но всё равно он исполняет песни собственного сочинения под гитару, так что в эту категорию попадает. Но депутаты не поймут, потому как читать много надо, чтобы Олега Медведева слушать. Ну и вообще как бы на Грушу десятки тысяч человек собираются каждый год...
Русский рок? Вот уж кто не может пожаловаться ни на непопулярность, ни на отсутствие в эфире и на концертах. Однако «Вежливый отказ» и «АукцЫон» что-то на радио редко попадаются, надо исправить... Где рок, там и панк, да и вообще поискать, наверное, русскоязычную группу популярнее «Гражданской обороны»... а в эфире её нет. Непорядок. Так называемая альтернатива тоже эфиром не избалована, да и Нижний Новгород с российской музыкальной карты убирать негоже. «Семь штук баксов» и Элизиум давно не слыхать что-то...
Был ещё такой феномен под условным названием «белорусский взрыв» - плеяда шикарных коллективов из Белоруссии, поющих на русском или в том числе на русском, или инструменталистов, которые появились в 2003-2010 годах. Причём самый известный здесь из белорусов Сергей Михалок (Ляпис Трубецкой) к этой волне относится косвенно. Кто-то распался, кто-то цел и выступает каждую неделю. Названия? Пожалуйста. Серебряная свадьба, ДетиДетей, Аддис-Абеба, Гурзуф, Osimira, ПортМоне, Rational Diet, Svet Boogie Band... Кстати, ##### (5diez) тоже белорусы.
О таджиках в России не знает только слепоглухонемой, поэтому старые записи Муборакшо вполне могут оказаться на радио. Впрочем, согласно статье 15 некоего закона его в эфир не пропустят, потому как с ним в своё время случилось то, о чём нельзя писать в СМИ, по причине, о которой нельзя писать в СМИ. Поскольку некоторые органы очень любят приравнивать посты в соцсетях к публикациям в СМИ, а я сам состою в союзе журналистов, то мы будем закон соблюдать, потому как он dura.
Узбеки по алфавиту идут следом за таджиками, поэтому никак нельзя забыть даже не ВИА Учкудук, а Рейс 09, Fromuz, Bolalar... Их ведь нет на московском радио Восток-ФМ.
Я готов тряхнуть стариной и посидеть за Powergold и эфирным пультом (мой любимый - древний Soundcraft MBI-10s). Ах, да, Powergold ведь американская программа, а у нас тут импортозамещение в сферах электроники и программного обеспечения... Кто бы написал мощный, стабильный и удобный редактор для программирования эфира и сделал удобный пульт радиоведущего? И чтобы не «Лель» четырёхканальный, а посерьёзнее. Нет, шестнадцатиканальный «Лель» тоже не годится. Да и джинглы надо записать, и эфир вести с голосом - представлять, так сказать, таланты аудитории. Отечественный аудиоредактор, не уступающий не то что ProTools или Adobe Audition, а хотя бы и Audacity... где? Тульские микрофоны «Октава» без всяких шуток очень хороши и среди них можно найти полный аналог SHURE SM-7. Только вот в наушниках ТДС-3 сидеть полную эфирную смену - уши отвалятся, да и не делают их больше, поэтому давайте уж и российский аналог Beyerdynamic DT770 (и не KH-m98, пожалуйста). А ещё лицензия, да платежи за частоты, да отчисления всяким РАО и РСП, концерты под эгидой радиостанции, сувенирная продукция, в конце концов... И, наконец, неплохо бы для начала изучить реакцию аудитории и рекламодателей на татарский рок, финно-угорскую эстраду, тывинские народные и сложные пятнадцатиминутные инструменталы. Что-то мне подсказывает, что даже в Татарстане, Костроме и Ижевске она совсем не будет восторженной. Потому что самые популярные станции в России - Русское Радио и Радио Шансон, где песен на так ненавидимом депутатом английском нет вовсе.
Ну что, господа депутаты, дадите денег на радиостанцию с музыкой на языках народов РФ? ;)
P.S. Все перечисленные группы и исполнители есть ВКонтакте и на YouTube, многих из них я знаю лично.