Журналисту на заметку

Jun 21, 2013 17:54


«Верстальщик холодно цедит: у вас сто строк». Эта цитата из Ильфа и Петрова всплыла в моей голове при разговоре с коллегой о том, сколько знаков нужно хорошей статье. Собственно, я об этом вспоминаю каждый раз, когда верстаемый мною текст не лезет в отведённые ему рамки.
Почему у фельетонистов и репортёров эти слова вызывали тоску и негодование? Что же такое «сто строк»? Почему нынешним журналистам и верстальщикам это ничего не говорит?
В ильфопетровские времена текст набирался на линотипах (смесь пишущей машинки с наборной кассой) и верстался блоками вручную. Строка была частью колонки и одной из единиц измерения. Если взять центральную советскую газету тех лет («Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Гудок»…), можно увидеть, что вёрстка там в семь колонок, а высота колонки за вычетом колонтитулов - 150 строк. В одной строке стандартного набора в среднем было 33 знака (на линотипах 1920-30-х годов с интервалами не поиграешь так, как в современной компьютерной вёрстке), либо 20-25 знаков, если набирали вразрядку. Таким образом, сто строк - это расширенная заметка или короткий фельетон, и такой материал занимал чаще всего две колонки в треть высоты полосы формата советской газеты, набранные петитом (8 пт) или боргесом (9 пт). Формат полосы был близок к нынешнему А3, а полос было четыре. Стандарты, безусловно, менялись со временем, и даже тогда не все советские газеты руководствовались именно ими. Но Ильф и Петров работали как раз в «Гудке» и «Правде», и именно в конце 1920-х и в 1930-е годы.
Забив такую газету текстом сплошь, получим 130 тысяч знаков. На самом деле знаков 138600, но не забудем о шапке и выходных данных (30 строк в семи колонках на первой полосе и 5 строк в семи колонках на второй или четвёртой полосе). Излишек для ровного счёта оставим на висячие строки и абзацные отступы.
Но газета - это не только текст. Это разнокалиберные заголовки, карикатуры, фотографии, объявления, виньетки… подписи авторов и корреспондентов, в конце концов. Некоторые типы материалов набирались меньшими кеглями - нонпарелью (6 пт) и миньоном (7 пт). Поэтому от 130 тысяч останется, скажем, 100.
В эти сто тысяч знаков нужно было вместить официозную передовицу (информация Политбюро ВКП(б) или Совнаркома, или, скажем, статья «О культурной работе комсомола»), сообщения о международных делах (часто занимавшие остаток передней полосы), обычные новости, телеграммы, фельетоны, очерки, авторские публикации, сообщения корреспондентов и внештатников-рабкоров со всей страны, хронику происшествий, письма читателей, некрологи, объявления, программу Всесоюзного радио, прогноз погоды и прочие материалы.
Для сравнения: хорошая журнальная статья - это 12-15 тысяч знаков. Лимит ЖЖ на длину коммента - 4300 знаков. Наконец, 140 знаков твиттера - это пять строк (четыре с висячкой), в такой объём вполне вписывается не только молния, но и просто короткая содержательная новость. Например, в «Комсомолке» от 9 марта 1927 года: ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. Нью-Йорк, 7. В 11 туре Видмер и Шпильман сделали ничью. Партии Алехин - Нимцович и Капабланка - Маршалл - отложены. Заголовок занимает три строки, сам текст новости - 133 знака в 4 строках.
Этот пост уместится в сто строк: 3222 знака, заголовок и подпись.

полиграфия, история, text

Previous post Next post
Up